История Общество

Археологи вели в Добринском районе раскопки семи курганов, относящихся к срубной культуре

Раскопки группы древних курганов у Красной Рады (деревушка Нижнематренского сельского поселения находится недалеко от села Ольховка) вела областная фирма ООО НПЦ «Липецкая археологическая экспедиция».

Эта организация занимается научными исследованиями и разработками в области общественных и гуманитарных наук. Стоит отметить, что ее создатели — профессиональные липецкие историки и археологи супруги Чивилевы.

Полевая романтика. Во время раскопок ученые жили в палатках, готовили на костре, а купаться ходили на ближайший водоем.
Владимир Чивилёв, руководитель экспедиции.

ЦЕЛАЯ СЕМЬЯ АРХЕОЛОГОВ

На месте раскопок мы познакомились с главой семьи В.А. Чивилевым. В середине 90-х годов прошлого века Владимир Александрович окончил исторический факультет тогда еще ЛГПИ. Позднее работал археологом Государственной дирекции по охране культурного наследия Липецкой области. Затем пять лет возглавлял отдел археологии Липецкого областного краеведческого музея, потом работал директором ООО НПО «Реставрация и археология», а с 2014 года — замдиректора и заведующий отделом археологии и полевых исследований в ООО НПЦ «Липецкая археологическая экспедиция».

Его супруга Светлана Валентиновна, будучи директором фирмы, также является выпускницей истфака ЛГПУ и юридического факультета ВГУ. Работала старшим научным сотрудником ООО НПО «Реставрация и археология». В раскопках в Красной Раде принимает участие и сын Чивилевых Матвей, который окончил бакалавриат Владимирского университета и магистратуру в ВГУ. Вот такая вырисовывается династия археологов.

ПОСТРОЯТ В ПОЛЕ СВИНОКОМПЛЕКС

На поле, где ведутся археологические раскопки, в скором будущем появятся свинокомплексы ООО «Отрада Фармз». Именно этот агрохолдинг и выступил заказчиком проведения раскопок.

По закону, прежде чем начать строительство, местность должны исследовать археологи. Еще в прошлом году на месте будущей стройки была проведена археологическая разведка. Специалисты выявили группу из семи курганов. Объект археологического наследия «Красная Рада курганная группа-1» (название археологи дают по близлежащему населенному пункту) включили в перечень выявленных объектов культурного наследия, утвердили его границы. А в этом году начались спасательные археологические раскопки курганов, попадающих на участок строительства — это пять курганов из семи.

ПРИЛОЖИЛИ ЛАПЫ БАЙБАКИ

На момент визита корреспондента «ДВ» работы велись на всех пяти курганах.

— Нами были обнаружены пять погребений, — продолжает разговор Владимир Чивилев, — но, сколько их всего в курганах, мы пока сказать не можем. Относятся они к раннему этапу срубной культуры эпохи поздней бронзы, это примерно середина II тыс. до нашей эры — около 3,5 тыс. лет назад. Все погребения оказались разграбленными еще в древности.

Главная находка археологических раскопок у Красной Рады. В одном из курганов удалось обнаружить нетронутые останки человека.
В могилу к умершему ставили сосуд с заупокойной пищей (считалось, что в загробной жизни ему тоже потребуется еда). В одном из раскопов археологи нашли такой горшок, на котором отчетливо виден орнамент, характерный для «срубников».

Можно предположить, что теми, кто участвовал в обряде погребения. Но приложили свои лапы и байбаки (степные суслики), которых много раньше водилось в этих местах. Норки с ходами хорошо видны на месте раскопок.

В этой гигантской норе легко поместится человек среднего роста. Ее вырыли в свое время суслики-байбаки, которые водились в наших краях в большом количестве. С активным развитием сельского хозяйства их популяция исчезла. Сейчас суслики встречаются чаще значительно южнее нашего района.

Байбак является одним из самых крупных представителей семейства беличьих: длина его тела 50-70 см, а масса нажировавшихся самцов достигает 10 кг. Тело у байбака толстое, на коротких, сильных лапах, вооружённых крупными когтями. Голова большая, уплощённая, шея короткая. От других сурков байбака легко отличить по короткому хвосту (не более 15 см) и однотонной песчано-жёлтой окраске. Щёки светло-рыжеватые; под глазами бурые или чёрные пестрины. Брюхо заметно темнее и рыжее боков; конец хвоста тёмно-бурый.
В прошлом байбак был широко распространён по степной и отчасти лесостепной зоне от Венгрии до Иртыша (в Крыму и Предкавказье отсутствовал, но в настоящее время байбак наблюдается в степной части Крыма, на полуострове Тарханкут), под влиянием распашки целинных земель исчез почти повсюду, сохранившись лишь по участкам нетронутой целины на Дону, в Среднем Поволжье, южном Приуралье и в Казахстане. Сейчас байбак обитает в Ростовской, Волгоградской, Белгородской, Воронежской (Каменная степь между реками Битюг и Хопёр, Богучарский, Кантемировский и Россошанский районы), Курской, Самарской областях, на северо-востоке Саратовской, на юге Ульяновской и Нижегородской областей, а также в Чувашии, Татарстане и Башкортостане.

НАД ПОГРЕБЕНИЕМ НАСЫПАЛИ КУРГАН

— Помимо фрагментов скелетов, — говорит В.А. Чивилев, — нам удалось найти элементы керамики, хорошо сохранившийся деревянный сруб, а также медное шило. По этим находкам мы можем предположительно определить время захоронения.

На данном фото — остатки деревянного сруба, от которого и пошло название «Срубная культура». Этакий прототип современного гроба, который использовали при погребении около четырех тысяч лет назад.

Погребальный обряд — стандартный для срубной культуры. В данном случае тело лежит на левом боку в так называемой позе зародыша головой на северо-восток. Рядом с головой горшок с заупокойной пищей, который оставляли в момент погребения. Захоронение было примерно на глубине метра или чуть больше от уровня почвы на момент захоронения. Над захоронением насыпали курган. Со временем он стал не так заметен. Повлияло не только время, но и проведение сельскохозяйственных работ. Все находки фиксируются, изучаются и в итоге будут сданы на постоянное хранение в фонды областного краеведческого музея.

Роман ПАНОВ.
Фото автора и из архива Владимира Чивилёва.

Срубная культурно-историческая общность — этнокультурное объединение эпохи поздней бронзы (XVIII-XII века до нашей эры, по другим оценкам — XVI-XII века до н.э.), распространённое в степной и лесостепной полосах Восточной Европы между Днепром и Уралом, с отдельными памятниками в Западной Сибири и на Северном Кавказе. Была изначально выделена как культура в 1901 — 1903 годах российским археологом В.А. Городцовым, но в 1970-х годах Н.Я. Мерперт и Е.Н. Черных обратили внимание на локальные различия внутри культуры и ввели в научный оборот понятие «срубная культурно-историческая общность». Представлена памятниками покровской (XVIII — XV века до н.э.) и бережновско-маёвской (XVII — XII века до н.) срубных культур, представляющих собой поселения, некрополи, мастерские, рудники, клады и единичные находки.
Жилища — землянки, полуземлянки и наземные. Некрополи — курганные и грунтовые могильники. В курганной стратиграфии срубные погребения занимают верхнее положение по отношению к могилам ямной и катакомбной общностей. Обряд предусматривал захоронение умершего в ямах или деревянных срубах в согнутом положении, на левом боку, кисти рук перед лицом. Известны случаи кремации. Погребальный инвентарь представлен острорёберными и баночными сосудами, реже — изделиями из металла. Изменение климатических условий, истощение природных ресурсов и перенаселение привели к резкому сокращению численности населения и культурной трансформации племён срубной общности.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Отправить ответ

  Подписка  
Уведомлять меня о