История Общество

«Для нас он всегда был героем». Жительница д. Заря поделилась воспоминаниями об отце-фронтовике

Лидия Пятницына, жительница д. Заря, рассказала о своем отце, участнике Великой Отечественной войны, гвардии старшине Зубкове Дмитрии Сергеевиче. Весь рассказ и события взяты из его воспоминаний.

Читайте нас в

ХОТЕЛ УЙТИ НА ФРОНТ ПОДРОСТКОМ

«… Мне было 15 лет, когда началась война. В семье я был за старшего, так как отца уже не было. Он был репрессирован в 1937 году и пропал без вести в Хабаровском крае. Впоследствии в нашей районной газете «Заря коммунизма» в списках реабилитированных жителей Добринского района значился и мой отец Зубков Сергей Евгеньевич.

Моя мать, две мои сестры и младший братишка, как и другие семьи и дети военного времени, испытали все ужасы и тяготы этой страшной войны. Помню, как в нашей деревне Заря квартировалась воинская часть. Мои сестры Вера и Лида ходили помогать чистить картошку для солдат. За это они получали в награду по несколько картофелин. Мать варила их — вкуснее этой картошки ничего не было!

Среди солдат был уроженец нашей деревни, проживавший в то время в Воронеже. Он рассказывал о боях, о подвигах наших бойцов, о потерях друзей. И вот эти рассказы нашего земляка всколыхнули во мне ненависть к фашистам, и я решил: уйду вместе с этой воинской частью на фронт — бить врага, защищать свою семью, свою Родину. Но командир части меня не взял, сказав: «Молод еще, да и ростом невелик».

Долго я шел за солдатами, пока они не скрылись за поворотом. Воинская часть ушла, а я остался помогать матери».

ПОСЛЕ КУРСОВ САНИНСТРУКТОРОВ

И вот весной 1944 года Зубкова Дмитрия Сергеевича призвали на действительную военную службу. Ему было тогда 17 с половиной лет. После окончания липецкой школы санинструкторов он был направлен в г. Мурманск на Карельский фронт. Воевал в составе 311 стрелкового гвардейского полка 102 Новгородской стрелковой орденов Красного Знамени и Кутузова гвардейской дивизии.

Отец рассказывал об ожесточенных боях за г. Киркенес в Норвегии, когда освобождали от врага каждую улицу. И вот во время боя ему было приказано вместе с группой солдат вывести раненых на исходный рубеж, это 10-15 км в гористой местности. Раненые, кто мог передвигаться, шли сами, тяжело раненных несли на носилках, на руках. Путь был очень трудным. Продвигались медленно. Когда была пройдена половина пути, закончились продукты и медикаменты. Дальше идти не было сил. Тогда Дмитрий Зубков с двумя автоматчиками пошел обратно в Киркенес, чтобы добыть необходимое. Он не знал, в чьих руках находился город.

В пригороде их встретили норвежцы и стали объяснять, что русские танки прошли, а значит, город освобожден от немцев. На станции Дмитрий нашел взвод разведки полка, доложил обстановку. Командир разведвзвода организовал группу из норвежцев для обеспечения спасения раненых. Норвежцы сами вывели и вынесли раненых к железной дороге и на дрезинах доставили их в город. Всех раненых Дмитрий сдал в армейский госпиталь.

Потом нашел свой полк в 70-ти километрах от города. Командир полка сказал: «Спасибо, сынок!», объявил ему благодарность, так как ранее пришло сообщение, что группа с ранеными пропала.

Дмитрию дали 3 дня отдыха и представили к награде — медали «За отвагу».

УВИДЕЛ РОКОССОВСКОГО

Через 2 месяца полк, в котором он воевал, перебросили эшелоном через Латвию и Литву в Польшу. В феврале 1945 года маршем через границу перешли в Германию, где оказались в составе Второго Белорусского фронта под командованием маршала К.К. Рокоссовского.

«Однажды, — рассказывал отец,— мы, бойцы, отдыхали на привале. Шутили, смеялись, вспоминали родных и близких. Тут к нам подошел военный в плащ-палатке, высокий такой, красивый, с добрыми глазами: «Гвардия, вставать надо, когда командующий идет».

Мы все быстро выстроились по струночке — перед нами стоял маршал Рокоссовский. Вот такая была встреча».

Второй Белорусский фронт пошел на Берлин, а 102-я стрелковая дивизия, в которой воевал Дмитрий Сергеевич, осталась в Восточной Померании для ликвидации разрозненных фашистских группировок.

СЛУЧАЙ СПАС ОТ СМЕРТИ

Вот еще какой случай часто вспоминал мой отец.

«Во время одного из привалов была обнаружена немецкая противопехотная мина. Ее надо было обезвредить. Несколько бойцов склонились над миной. Мне, молодому солдатику, было интересно на это посмотреть. Я подошел к ребятам и стал наблюдать. Тут кто-то тронул меня за плечо. Я обернулся: передо мной стоял пожилой солдат-хохол. Он сказал: «Зубкив, пидэм покурим». Мы отошли в сторону, стали под дерево и не успели закурить, как раздался взрыв. Все, кто был там, погибли. То ли отеческая забота украинского солдата, то ли счастливая судьба отвела меня от смерти».

ЖИЛ ДЛЯ СЕМЬИ

После Победы наш отец остался служить в рядах Советской Армии. Служил в Германии. За невысокий рост местные жители называли его «кляйн Митя». Деньги, которые он получал, отправлял родным в д. Заря. А еще, чтобы спасти семью от голода, он пересылал матери отрезы материи, которые можно было продать и купить потом продукты, чтобы прокормить детей.

Служил Дмитрий Сергеевич до 1947 года. После демобилизации устроился бригадиром в колхоз «Дружба». Через 3 месяца пришла повестка в армию. Служил в Харькове до 1950 года. Демобилизовался и вернулся в родной совхоз «Плодовощ» — впоследствии «Добринский». Женился, обзавелся детьми: нас у него было шестеро. Заочно закончил Усманский сельскохозяйственный техникум. Работал секретарем, плановиком, экономистом, прорабом, завхозом. Дал образование всем своим детям. Мы выросли, вылетели из родительского гнезда, а Дмитрий Сергеевич обзавелся еще внуками и внучками. Их у него 16. Дедушка с бабушкой очень любили всех своих внуков, встречали и привечали их в своем доме.

Еще папа хорошо играл на балалайке. Помню, бывало, сойдутся с братом своим Петром (а тот играл на рояльной гармошке) и давай наигрывать. Мы были детьми и любили слушать музыку, особенно плясовую. Их сестра Вера пела частушки, а мы приплясывали. Еще на День Победы, 9 Мая, отец играл на балалайке, чем радовал и нас, и соседей.

9 января 1996 года Дмитрия Сергеевича не стало. Опустел дом, в котором мы все выросли и где жил наш отец. Но не сотрется в наших сердцах память о дорогом и любимом папе.

За ратные подвиги в Великой Отечественной войне Зубков Дмитрий Сергеевич награжден орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону советского Заполярья», «За победу над Германией» и другими юбилейными медалями.

Я очень горжусь тем, что у меня, моих братьев и сестры, наших детей и внуков, моей правнучки Риточки был такой героический и славный отец и дед. Память о нем мы будем передавать из поколения в поколение.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments