Без рубрики

Её станция — Средняя Матрёнка

Уроженка бывшего колхоза имени Чапаева Валентина Михайловна БОКОВА, отработав 34 года на железной дороге, вновь вернулась в родное село

ОГНИ МЕРЦАЛИ ТАЙНАМИ

Так уж в её жизни сложилось, что после окончания школы уехала из дома, выучившись на проводницу, и долго-долго находилась в пути, ведь её работа, а Валентина Михайловна была ещё и бригадиром поезда, как раз полностью посвящена дороге.

— Мы с восхищением смотрели на красавицу Валю, если она выходила в своей форме из автобуса и шла по селу к сестре или в родитель-ский дом, — вспоминает Нина Александровна Гущина, глава сельского поселения Среднематрёнский сельсовет, — все ей точно завидовали, ведь в деревне женщина в мундире и сейчас большая редкость, а тогда и вовсе!

Наверно, так и было. Ветерану железной дороги, оказывается, уже семь десятков, она мама двух детей, бабушка у трёх внуков и прабабушка для 5. Но, как только женщина, не тая свой возраст, его озвучила, я ахнула: думала, что ей лет на 10-15 меньше. Выразительные черты лица и красивые с поволокой глаза говорят только о том, как она хороша была в молодости.

КОЛЁСА ДИКТУЮТ ВАГОННЫЕ

— Тяжело так много по долгу службы «путешествовать»? — задаю вопрос собеседнице. — Нелегко, честно говоря, — отвечает Валентина Михайловна, — многие из-за такой работы теряли свои семьи: не каждый муж вытерпит, что жены ни днём, ни ночью нет дома. Мне, правда, с супругом повезло. Да только давно я осталась одна, овдовев.

Кто из нас не сталкивался с представителями этой профессии хоть раз, особенно в советское время, когда личных автомобилей было в разы меньше и на большие расстояния обычно все отправлялись на поезде. Казалось, что проводник в вагоне — первый человек после Бога.

СЯДУ В СКОРЫЙ ПОЕЗД Я

Автору этих строк довелось в студенческие годы взглянуть на такой труд и с другой стороны. Мы в синеньких рубашках с фирменным значком на груди и с флажком в руках чувствовали себя, конечно, важными. Хотя тяжко, по правде сказать. Одновременно надо делать всё разом. Чего стоят только одни туалеты, какие надо было на каждой станции закрыть-открыть, а также подсчёт по прибытии одеял и каждого предмета из комплекта постели: некоторые пассажиры норовили выйти вместе с ними, и не раз. Шерстяные одеяла, как известно, во все времена дешево не стоят. Вспоминаю, как без привычки, наверно, часа два во время самого первого рейса заправляла верхние полки. Помните? И чтоб треугольничком на них — подушки. А ночью почти через каждые полчаса встать и приветливо улыбнуться всем на перроне? Так то ещё было на фирменном поезде «Липецк — Москва».

Как правило, на дополнительных того же следования и народу почему-то больше (тоже доводилось «проводить»), и суеты: летом в кассах частенько за «умеренную плату» пробивали не только «двойные», но и «тройные» билеты. Представляете, на одно место сразу трое? Хорошо, если случалось в дневное время, ночью обычно эти «тройники» будили весь вагон. Надо срочно входить в их положение и разрешать ситуацию, в которой без бригадира никак не обойтись. Не говорю даже о том, что были любители из «провожавших» бросить что-то в окно проходящего мимо состава…

Интересно, сильно что поменялось с той поры?

НЕ ПРЫГАЙТЕ НА ХОДУ!

— Вам, уверена, частенько приходилось встречаться и с хамством путешествовавших, и с другими проблемами? — интересуюсь у проводницы, какая за три с лишним десятка лет успела поработать и на поездах дальнего следования, и на близкие расстояния выезжала.

— Разумеется, случалось всё. Однажды в Киньшино хулиганы сорвали стоп-кран в последнем вагоне и потом стали бросать камнями, чтобы никто туда не приблизился. Как-то вышла в тамбур почти перед станцией, и брошенный в окно булыжник попал мне по руке, сильно её поранив. Милиция сразу нашла нарушителей — 6 человек было, сотрудники привели их к моему вагону. Кто-то в шутку даже предложил и мне в них камнями хоть немного покидать, чтоб не повадно было…

В.М. Бокова рассказала и про трагедии, что случались на железной дороге. Чаще либо из-за нетрезвого состояния переходивших пути, либо из-за беспечности самих пассажиров. И опытный сотрудник хочет предостеречь всех, кто любит на станциях что-то купить, а потом бежать за набирающим обороты составом и прыгать на ходу:

— В таких случаях чаще всего человек, не успевший встать на ступени, потоком воздуха затягивается … под вагон. Тормозной путь у поезда — несколько сотен (!) метров.

ВАГОН ДАВНО ЕЙ СТАЛ РОДНЫМ

Однако, несмотря на все трудности в работе (а где их не бывает?), Валентина Михайловна никогда не хотела сменить свой путь жизни, разделённый рейсами на дни чётные и нечётные. Жила в Грязях в 2-комнатной квартире (если так это можно было назвать), была проводником и бригадиром как на поездах «Воронеж — Санкт-Петербург» и «Грязи — Москва», так и «Липецк — Борисоглебск».

С детьми помогала добрая свекровь, на каникулах привозила их к своей маме в Среднюю Матрёнку, сама же потом в любую свободную минутку сюда мчалась. Заслужив пенсию, ещё 7 лет продолжала работать. Имеет множество грамот от руководства ЮВЖД, её портрет, как лучшей работницы, не-однократно украшал Доску почёта в депо.

ПУСКАЙ ВСЕГДА СЧАСТЛИВЫМ БУДЕТ ПУТЬ

— Она необыкновенно добрый и скромный человек, — вновь вступает в разговор Нина Александровна, — просто хочу сказать, как 5 лет Валентина ухаживала за своей тяжело болевшей сотрудницей, даже долго жила у неё, чтобы в любую минуту помочь. Несколько лет назад женщина вернулась в родной дом, оставив городское жильё своим наследникам. Рукодельницей-мастерицей у нас слывёт, прекрасно готовит, интересная собеседница.— Всегда об этом мечтала. Тут тишина, покой и простор. Могу, наконец, своим любимым делом на досуге заняться: цветы разводить. Планы — самые житейские: ремонт крыши, сарайчик построить. Дети меня не забывают, во всём помогают.То, что Бокова — цветовод, понятно и на подходе к дому, и в нём: пышут по всем углам. В подтверждение моей мысли вынесла показать красивейшие орхидеи и, счастливая, провожала она нас тоже, стоя в своём цветнике. В первое воскресенье августа Валентина Михайловна станет принимать поздравления с профессиональным праздником, с чем и мы её тоже хотим поздравить и пожелать здоровья и активного долголетия.

Марина ПЧЕЛЬНИКОВА.
Фото автора и из архива В. Боковой.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Отправить ответ

  Подписка  
Уведомлять меня о