История Общество

«Не забыть бомбовые ямы на краю села»

Ветеран педагогического труда с многолетним стажем Екатерина Георгиевна Зверкова из Верхней Матрёнки часть детства провела в Поворино Воронежской области. Оно в годы войны подвергалось жестоким бомбёжкам. Посёлок этот основан в 1870-м году при строительстве Грязе-Царицынской железной дороги.

Читайте нас в

— Это крупная узловая станция, — рассказывает собеседница. — Через Поворино по железной дороге защитникам Сталинграда везли оружие, танки и новое пополнение для войск.

Днём и ночью, по словам Е.Г. Зверковой, фашистские бомбардировщики охотились за поездами, совершали налёты не только на станцию, но и на перегоны, пытаясь сорвать подвоз боеприпасов нашим войскам, сражавшимся на подступах к городу на Волге.

— Мужчины ушли на фронт, а их место заняли женщины и мы, подростки. Папа Георгий Филиппович был призван на второй день войны. Мы два раза получали на него похоронки: сначала, что в 1942-м пропал без вести, а потом — что погиб под Сталинградом. Так точно ни мама, ни я не узнали историю его гибели.

Самым страшным для поворинцев тоже был 1942-й. Немецкие самолеты бомбили все поезда. Даже те, на крышах которых были видны опознавательные знаки Красного Креста. Но, несмотря на это, поворинские железнодорожники и жители выполняли свой долг до конца.

Ещё в январе 1942-го они обратились с призывом к жителям Воронежской области и ко всем своим коллегам Юго-Восточной железной дороги, значит, в том числе и к добринцам: «Мы обращаемся ко всем юго-восточникам, ко всем работникам промышленных предприятий и труженикам Воронежской области: на боевые подвиги наших героических воинов ответим новыми трудовыми успехами… Пусть безостановочно идут поезда по линии фронта! Пусть вовремя доставленные нами войска, танки и орудия, пулеметы и минометы, снаряды и бомбы давят, сокращают и уничтожают проклятых гитлеровских бандитов. Нет у нас, товарищи, ничего более дорогого, чем наша любимая Родина!..».

— Помню, как летом 1942-го увидели: в небе наш один «ястребок» сражается с двумя немецкими самолётами, не пропуская их подлететь ближе к станции. А мы пропалывали картофельное поле. Учительница, сильно испугавшись за наши жизни, приказала нам тогда хоть как-то спрятаться в ботве. Но сверху, конечно, все были хорошо видны. Мы лежали на земле и, кажется, совсем не дышали, ожидая своей страшной участи. Нам с трудом верилось, что в этой схватке победит наш лётчик. Но ему всё-таки удалось их прогнать! Мы так этому были рады, просто не передать словами. Хотя советский ас не дал фашистским самолётам пролететь дальше, но они всё равно сбросили бомбы за полтора-два километра от села. Такие огромные остались воронки! И долго-долго они не зарастали травой. Конечно, вместе с ребятишками мы бегали их почти сразу смотреть. А потом это место так и стали звать: «У бомбовых ям». Сейчас глаза закрою — они передо мной.

Екатерина Георгиевна, родившаяся в 1929-м, хорошо помнит и главный праздник страны. Долгожданный, выстраданный и выплаканный миллионами людей.

— 9 Мая 1945-го не забуду никогда. Мы сидели с мамой в доме и плакали, никуда не пошли. Видели в окно, как в село возвращаются с фронта наши земляки. А к нам — никто не пришёл… Из-за войны не было у нашего поколения ни беззаботного детства, ни потом юности, потому что все тяготы по восстановлению страны тоже легли на плечи нас, «детей войны».

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments