История Общество

«Они живут в моём сердце и памяти…»

Читайте нас в

Жительница Добринки Тамара Владимировна Стрельникова откликнулась на призыв газеты и пришла в редакцию, чтобы рассказать о своих родственниках — фронтовиках и тружениках тыла и таким образом почтить их память накануне юбилейной годовщины Великой Победы. Этот материал вместе с фотографиями мы передадим в военкомат, чтобы в дальнейшем ценная информация дошла до Москвы, где возводится большой мемориал в память обо всех ветеранах Великой Отечественной войны.


Владимир Михайлович Яриков

ПАПА НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛ О ВОЙНЕ

Мой папа Владимир Михайлович Яриков умер 20 декабря 1969 года. Ему было всего 46 лет. А я до сих пор не могу без слез говорить о дорогом для меня человеке, который так много значил для меня и так мало побыл рядом.

Папа — коренной добринец. Закончил семилетку в Чуевской школе. Учился очень хорошо. Когда я была десятиклассницей, помогал решать сложные задачки. Но реализовать себя в жизни так и не смог. Началась война, и его практически сразу призвали в армию. Домой вернулся в 45-ом, после длительного лечения в госпитале на территории Болгарии. Имея несколько тяжелых ранений в голову, в свои 22 года он полностью потерял здоровье, мучился от частых головных болей, но мужественно переносил физические страдания, старался не обращать внимания на свое нездоровье.

Работать устроился конюхом в колхоз. Там же познакомился со своей будущей женой Александрой. «Дорос» до бригадира. Родители поженились в 50-ом. Жили в крохотном, крытом соломой домишке на улице М. Горького. Потом там же построили побольше — саманный, казавшийся нам тогда настоящими хоромами.

Папа был добрейшей души человеком. Не знаю, как он со своим характером пережил войну. Его страстью были голуби. Папа рассказывал, что уже в Европе часто видел на площадях голубей, которые поднимались ввысь, пугаясь выстрелов. Их ему было жалко до слез, а еще птицы напоминали о далеком доме.

И, вообще, рассказывая о местах, где удалось побывать в составе действующей армии, он говорил только о красотах других стран, необычной для наших мест природе и никогда (!) о войне. «Ад вспоминать нельзя» — были его слова. Даже о том, что папа был пехотинцем, я узнала из его военного билета.

Он никогда не ходил на демонстрации по случаю Дня Победы. Праздник отмечал дома, ставя на стол бутылку водки и думая о своем, что не предназначалось для чужих ушей.

О том, как папа воевал, могу судить о его многочисленных наградах, часть из которых, увы, не сохранилась. Ордена Красной Звезды и Великой Отечественной войны, медали «За отвагу», «За победу над Германией» хранились в сундуке у бабушки и никогда не надевались по назначению.

В те годы в нашем поселке было много фронтовиков. Они ходили в гимнастерках и галифе, в которых вернулись домой. Другой одежды было не достать. Все они курили, причем не только мужчины, но и женщины, в том числе и мои тети Мария и Клавдия Пономаревы, которые тоже воевали. Но к этому относились с пониманием: фронтовички.

Из детских воспоминаний. Конец 50-х. Папа вставал часа в четыре утра и начинал хлопотать по хозяйству: убирал у скотины, а потом добела скоблил топором полы в сенях (грязь на улице тогда была неимоверная). К семи утра все дела были переделаны, и папа выходил проводить меня в школу. Учились мы в здании, где позже размещалось роно. На улице не было даже твердого покрытия, и ребятишки вынуждены были идти по колее, накатанной грузовиками. Я — маленькая, портфель с книжками цепляется за края колеи и все его содержимое перепачкивается грязью. Папа сажал меня на закорки и нес до места, где сейчас стоит первый детский сад. Оттуда уже шагала сама.

Он хотел, чтобы его единственная дочь получила высшее образование. Сам много читал, помогал мне с уроками. Вот и в тот роковой день я, десятиклассница, занималась в своей комнате. Папа был в соседней. Я позвала его: «Пап, подойди!». «Сейчас», — откликнулся он. Это были последние его слова. Не дождавшись, я вошла к нему и увидела папу повалившимся на пол. Война все-таки добила его много лет спустя.

Надеюсь, что душа папы спокойна: я, как он и мечтал, поступила в педагогический институт и на долгие годы связала свою жизнь со школой.


Александра Андреевна Черкасова

СЛАБОСТИ СЕБЕ НЕ ПОЗВОЛЯЛА

Мама Александра Андреевна Черкасова родилась в 1926 году. Она — труженик тыла. Во время войны ее с сестрой и другими добринскими девчонками отправили на рытье окопов в Подмосковье. Выдали ватные штаны, фуфайки, погрузили в вагоны-теплушки, застеленные соломой, и повезли. На одной из станций состав попал под бомбежку. Мама рассказывала, как они выскочили из вагонов и побежали в небольшой лесок поблизости, как будто он мог спасти их от бомб. К счастью, никто из добринских девчат не пострадал. Они таки добрались до места. Глубокая осень. Холодно и голодно. Вскоре их распустили по домам.

Сестра Валентина осталась работать в Москве, а мама вернулась. Всю войну работала в колхозе. А потом — более сорока лет в торговле. Была продавцом в магазинах «Мясо-молоко», «Рыба», «Комиссионный». Помню, на месте нынешнего лицея был купеческий дом, в котором открыл свой магазин известный на всю страну колхоз имени Ильича, чтобы торговать в нем своей продукцией. Маму взяли туда на работу. Чего только ни было на прилавках: грибы сушеные, моченые яблоки, знаменитая «ильичевская» колбаса, мясо, молоко, сахар, крупы, растительное и сливочное масло — все, что производилось в колхозе. На дворе были 60-е годы.

Мама всегда была на хорошем счету. Имела звания «Ударник коммунистического труда», «Отличник советской потребительской кооперации», «Ветеран труда».

После смерти отца замуж так и не вышла. По характеру очень сдержанная, волевая, она никогда не выдавала своих эмоций, но в душе очень любила свою семью. Мы не оставили ее одну. Мама умерла в 2010-ом году в окружении близких.


Андрей Кузьмич Черкасов

ПРИВЕЗ С ФРОНТА ГОСТИНЕЦ

Дедушка по маминой линии Андрей Кузьмич Черкасов родился в 1896 году. На фронт ушел, будучи семейным человеком. Дома, в Павловке, у него остались жена и пятеро детей. Вернулся в 46-ом израненный и больной. По словам мамы, ждали его долго: война закончилась, а его все не демобилизовывали. Пришел перед самой Пасхой с гостинцами.

Маме и ее сестре Валентине привез резиновые ботики и по платью, а еще — полмешка соленой камсы.

Мама вспоминала, как они, нарядившись в обновки, захватили с собой по горсти камсы и пошли на улицу. Их сразу же окружили сверстники. Кто боты гладит, кто платье руками трогает. А они угощают всех соленой рыбой, которая для тех голодных лет была невиданной роскошью.

После войны семья жила в Добринке, на улице Ленинской. Андрей Кузьмич сильно болел и не мог работать, а инвалидности ему никто не давал. Поднимался редко — все больше на печи лежал и натужно кашлял. Перенес два инсульта, был парализован. Пожил совсем недолго — умер в декабре 61 года. Как и мои родители, похоронен на чуевском кладбище.


Иван Андреевич Черкасов

ПОГИБ ДВАДЦАТИЛЕТНИМ

Старший брат мамы Иван Андреевич Черкасов, 1923 года рождения, пропал без вести. От него осталась только испорченная временем фотография и наградной лист, найденный нами в Интернете совсем недавно.

О своем погибшем дяде со слов мамы знаю совсем немного. Перед войной он учился в Воронеже. Мама говорила, что в их семье все были очень музыкальными: кто на балалайке играл, кто на гитаре, Иван — на баяне. По-видимому, по этой линии он и учился. Семью свою создать не успел.

На фронт дядю забирали из Добринки. Он уходил уже после отца. Провожая его, в голос плакала вся семья: мама, сестры и братья. Какое-то время домой от него приходили деньги, а потом перестали. Его маму (мою бабушку) вызвали в военкомат и объявили: «Ваш сын пропал без вести». После войны родные делали запрос в разные ведомства, чтобы узнать о судьбе Ивана, но безрезультатно. Немного прояснил ситуацию его наградной лист, из которого мы узнали, что старший сержант Иван Андреевич Черкасов служил в должности помощника ком. взвода разведки 4 отдельного стрелкового батальона.

«Тов. Черкасов в боях за социалистическую Родину против немецких захватчиков показал себя смелым, решительным, бесстрашным. Неоднократно участвовал в засадах по уничтожению обозов и живой силы противника. 6 ноября 1942 года, будучи в засаде на дороге Гл. Демидово, группа разведчиков была окружена противником численностью до 180 человек. Тов. Черкасов действовал смело, решительно, уничтожая огнем противника. Вывел свою группу из окружения.

Тов. Черкасов неоднократно совершал рейды в тыл врага, приносил ценные сведения о противнике. Он достоин правительственной награды — ордена «Красная Звезда».
Вот и все сведения, которые нам удалось получить.


В нашей семье есть традиция: начинать отмечать 9 Мая с посещения кладбища, на котором покоятся родители и дедушка — люди, своим ратным и трудовым подвигом приближавшие День Победы. А потом идем в колонне «Бессмертного полка» с фотографиями своих героев. Надеюсь, что наши потомки будут ее продолжать.

Записала Ольга ФРОЛОВА.
Фото из архива Тамары Стрельниковой.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments