История Общество

Перьевые ручки, чернила и уроки чистописания. Предметы, которые остались в прошлом

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию новую рубрику. В ней мы хотим вместе с вами вспомнить вещи и предметы, уже вышедшие из употребления, без которых когда-то была немыслима наша жизнь. Надеемся, люди старшего поколения с удовольствием мысленно вернутся в прошлое, а молодежь лучше узнает, как жили их дедушки и бабушки.
Если у вас есть интересные идеи на этот счет — делитесь с нами. Телефон для связи: 2-14-05. Наш адрес электронной почты: gazeta_dbr@mail.ru

Что написано пером, не вырубишь топором. Суть этой поговорки, правда, немного в другом: напечатанное слово нельзя вернуть назад. Но и к нашей сегодняшней теме она тоже подходит: написанный чернилами текст практически невозможно стереть.

Перо и чернила были главными атрибутами школьника вплоть до начала 70-х годов, когда им на смену пришли шариковые ручки. Кстати, в те годы это вызвало немало критики: считалось, что именно «перьевое» письмо ставит у детей хороший почерк. Непременным спутником пера были чернильницы-непроливайки (позже появились перьевые ручки, заправлявшиеся чернилами из фабричных флаконов).

«Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь…»

В программу начальной школы в прошлом входили уроки чистописания. Школьники писали диктант. Учителем оценивались красивый почерк, аккуратность, отсутствие помарок, исправлений и чернильных пятен. Существовали даже специальные правила исправления: аккуратной вертикальной черточкой с наклоном справа налево зачеркнуть ошибку и над ней написать правильную букву.

Ветеран труда из Добринки Анатолий Зубков вспоминает.

Анатолий Зубков

— В 1948 году я впервые переступил порог Падворской начальной школы и наш учитель Андрей Степанович Тонких приступил к обучению нас грамоте и письму. Сначала писали простыми карандашами, а при получении первых навыков стали пользоваться перьевыми ручками. Ручки были деревянные с металлическими наконечниками, куда вставлялось пишущее перо. Причем для письма использовались металлические перья под №11, которыми писали с легким нажимом для выработки каллиграфического почерка.

Считалось, что красивый почерк можно было выработать только с помощью пера № 11, к чему стремились учителя, в начальных классах запрещалось пользоваться другими. А в старших классах уже разрешалось писать перьями под №35 с шишечкой на конце для мягкости писания. Из-за формы этих перьев ребята прозвали их лягушками.

Благодаря этому я научился писать красиво. Мои тетради по чистописанию даже размещались на выставках областного народного образования в городе Воронеже…

Экспонат из «домашнего музея»

Наталья Игнатова из Добринки — большой любитель старины. У нее дома даже есть коллекция предметов, которые могли бы занять достойное место в краеведческом музее. Среди них перьевая ручка и чернильница. Наталья сфотографировала их вместе с тетрадью, обернутой в газету за 1962 год (самую настоящую!). Получился такой вот набор ученика 60-х.

Такой вот «натюрморт» из старых школьных принадлежностей получился у любителя-фотографа Натальи Игнатовой.

— Именно такими наборами пользовались мы в школьные годы, — рассказывает Наталья. — Правда, эта ручка не моя, мне ее подарил Валерий Николаевич Волокитин, с которым мы живем на одной улице. Моей первой учительницей в Чуевской школе была Анна Александровна Тупикова. В первом классе мы не сразу начинали писать ручкой с пером, сначала карандашом — пока руку не набьем. Потом был специальный урок «Чистописание», где учились красиво и аккуратно писать, с нажимом в определенных частях буквы.

Наталья Игнатова.

Писать перьями было бы довольно удобно, если бы тетради были такие, как сейчас. Тогда же бумага была не такая гладкая, ворсинки попадали в разрез пера или перья за них цеплялись, и тогда на странице появлялась клякса. Пытаясь стереть ее, иногда до дырок протирали тетрадный лист. Да и чернильница, хотя и называлась непроливайкой, при резких движениях могла расплескать чернила. Поэтому шили специальные мешочки, чтобы не носить ее в портфеле.

Листок бумаги из школьной тетради Наталья Игнатова обнаружила среди страниц одной старой книги. Это яркий образец того, как с помощью чернильного пера у школьников вырабатывался красивый и разборчивый почерк.

Еще на фото есть перочистка. Их мы сами шили на уроках труда, чтобы вытирать перья, очищать от налипших ворсинок. Как видите, хлопот с такими ручками было немало. Но зато, чтобы писать пером, приходилось быть аккуратным, почерк вырабатывался лучше. Ведь при небрежном письме, как и неправильном положении пера, помарок получалось много.

В немецких школах от перьев не отказались

И сегодня среди педагогов встречаются те, кто уверен: перьевые ручки на начальном этапе обучения — это идеальный инструмент для письма, который развивает психомоторные способности ребенка. Более того, в наши дни есть страны, где школьники все еще пишут перьевыми ручками. Например, в Германии.

Мы связались с нашей землячкой Натальей Здроевски, которая уже 18 лет живет в немецком городке Гельзенкирхен, и попросили ее рассказать, как в школах Германии учат правописанию.

Наталья Здроевски.

У Натальи есть сын-четвероклассник Александр-Тимофей. Двойное имя довольно распространено в Германии. Вторая его половина — в честь дедушки Тимофея Андреевича Коняшкина, который живет в Добринке (он много лет работал педагогом на станции юных техников).

— Здесь на почерк особого внимания не обращают, — делится с нами Наталья. — Главное, чтобы он был более или менее разборчивым. А недавно хотели, вообще, письмо исключить из образовательной программы, как изживший себя элемент (повсеместно используется компьютерный печатный шрифт). В начальной школе сначала пишут простым карандашом и о каллиграфии речь не ведется. Просто это удобно: написанное можно подтереть ластиком и исправить допущенные ошибки.

Примерно со второго класса школьники начинают писать чернильными ручками, да и то на добровольной основе. При этом не запрещено использовать киллер чернил (белый карандаш для замазывания ошибок).

Вообще, что меня удивляет: учителя не обращают внимания на аккуратность ведения тетради. Наверное, сказывается наличие в классах большого количества мигрантов. Такое впечатление, что педагоги рады, если ученики хоть немного умеют разговаривать по-немецки. Я закончила в 1992 году Добринскую среднюю школу № 2 и могу утверждать, что нас учили ответственнее. Стараюсь держать обучение сына под контролем, за что даже услышала претензии от учительницы: не надо самой заниматься с ребенком, а то он в классе выделяется среди других учеников, а это неудобно. Представляете мою реакцию как мамы…

За плохой почерк двоек не ставят

В наших школах перьями не пишут. Но над проблемой красивого письма работают, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе. Учитель начальных классов лицея №1 п. Добринка Елена Коробова уверена, что хороший почерк у ребенка можно выработать только постоянными занятиями как в школе, так и дома, под контролем родителей.

Елена Коробова.

— В школе за плохую каллиграфию оценок не снижают, — говорит Елена Дмитриевна, — но это не значит, что писать можно кое-как. Обязательно акцентирую внимание детей на красиво написанных ими словах и даже буквах. Это придает ребятам уверенности в себе и стимулирует желание работать над своим письмом. Советую родителям с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев, от которой зависит формирование почерка. Малышам полезно (конечно, под присмотром взрослых) собирать мозаику, раскладывать пуговицы, к примеру, по цветам, отделять фасоль от гороха… И не жалейте для своих детей добрых слов и похвалы, но не просто так, а за какие-то, пусть даже самые незначительные, успехи.

Подготовила Ольга ФРОЛОВА.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments