Читайте нас в

ПОЛОВОДЬЕ МОСТ НЕ ПЕРЕЖИВАЛ

Родился я, и мое детство прошло в селе, по которому протекала река Битюг. Почему протекала? Основная часть села расположена на правом берегу реки, а на левом до 80-х годов было около полутора десятка домов. В 60-х годах молодежь стала уезжать в города, а оставшаяся ее часть и пожилые люди построили или купили себе дома на территории основной части села.

Переезд побудило то, что мост через реку строился ежегодно временный. В половодье его сносило водой и ледоходом. Жителям длительное время приходилось перебираться через реку в школу, медпункт, магазин, на работу на лодках или переходить по воде вброд. Дома их в половодье подтапливало водой. Это красивое, живописное место (улица), омытое с трех сторон водой, называлось Луговатка. Кстати сказать, что исстари в селе были красивые названия улиц, придуманные народом: Золотая сотня, Поляна, Светлянка и другие.

ПОЛЯНА

Река по селу течет с севера на юг, за Луговаткой резко поворачивает на северо-восток, а затем снова на юг, продолжая свой путь до следующего села и далее впадая в реку Дон. Напротив Луговатки, на правом берегу, располагается Поляна, где было 11 изб. Сейчас остался один дом с одним жителем.

Эту улицу река также омывает с трех сторон. Ранее за избами был в 100 га нераспаханный цветущий заливной луг. В настоящее время добрые люди стараются на нем посадить лес, который в давние времена рос по берегам Битюга. В доказательство этого луг люди называют Поляной (а это, как известно, открытое местечко в лесу).

В 60-х годах жители села, два брата, извлекли из намытого водой грунта на берегу реки огромный дуб диаметром более метра. Купаясь в реке, мы, ребятишки, также находили на дне бревна, уходящие в берег. После отлива воды луг становился красивейшим оазисом из цветущих трав. Летом их косили на сено и укладывали в большие стога.

В низинах (их называли ляды) оставалась вода, в которой водилась всякая рыба, зашедшая сюда во время разлива реки. Ребятня ловила ее руками, соревнуясь, кто больше поймает. В лядах замачивали снопы конопли, чтобы потом получать волокно и костру, а женщины, когда вода становилась теплой, отбеливали самотканые холсты.

НЕ БАРСКИЕ ХОРОМЫ

На Поляне в одной из изб, если эту убогую полуземлянку с одним окном и низенькой дверью можно было так назвать, жила Бабка Глаша, за глаза — «барыня». Бабушке Глаше люди дали это прозвище, возможно, потому, что она всегда была чистоплотной: опрятно одета, ухожена, хотя и в стареньком заштопанном одеянии, или в насмешку, что она жила очень бедно и в лачуге.

Жила она одна. Дочь, повзрослев, уехала по вербовке на торфозаготовки. Выйдя на пенсию, она вернулась на малую родину. Жилье матери к этому времени пришло в негодность. Дочь купила в центре села добротный дом, в котором «барыня» вместе с ней по-человечески доживала свои последние годы.

В избе, на Поляне, стояла русская печь, которая занимала большую часть помещения, стол, сбитый из досок, и «ложе». Это что-то по типу ларя, сложенного из самана, на котором лежал щит из досок. Оригинально: и комод, и холодильник, а сверху тахта. В ларе барыня хранила скромные продукты питания и весь скарб. На «тахте» она отдыхала в теплое время вместе с кормилицей-козой по кличке Красавица и котом, а зимой — на печи. Коза и на самом деле была очень красивая, давала молоко, а кот охранял жилище от мышей и крыс.

Под печкой у «барыни» жили кролики, которые сильно плодились. Если бы их не уничтожали соседские собаки, все поголовье было бы не сосчитать. Кроликам природой дана способность копать норы для жилья и выращивания потомства. Из-под печки они делали норы на улицу, чтобы выходить кормиться травой. Тут-то их и поджидали собаки.

Мясо кроликов бабка Глаша употребляла сама в пищу, делилась им с соседями, а также сдавала на Малахов двор (Талицкий мясокомбинат). На вырученные деньги, это был ее единственный доход, она покупала соль, спички, керосин, мыло, ткани для шитья одежды и прочее.

Также у «барыни», кроме названных животных, была одна- единственная беленькая курочка. Одна, потому что ей, не то что козе и кроликам, нужно еще и зерно, а у бабки Глаши его не было. «Барыня» очень любила своих питомцев. Они являлись для нее членами семьи. С ними ей было веселее жить.

Как-то раз я застал бабку Глашу на огороде за прополкой проса от сорняков. Просо на селе было одним из незаменимых, нужных продуктов. Рядом с ней ходила курочка и что-то искала среди проса и сорняков, возможно, каких-то насекомых. Конечно, курочке было все равно, что клевать: просо или сорняк. Но хозяйка тешила себя мыслью, что питомица ей помогает.

Козу «барыня» называла «моя Красавица». Она была не только кормилица, но и помощница. Дело в том, что «барыня» была совсем глухая, зимой она простудилась, заболела и потеряла слух. После этого у нее часто болела голова. Диагноз она ставила себе сама.

Для ослабления боли постоянно нюхала табак, который сама выращивала и готовила. У нее всегда был с собой флакон с нюхательным табаком. Последним бабка Глаша угощала всех желающих, в том числе и нас, мальчишек, приговаривая: «Прочистите мозги». Мы нюхали табак и сильно чихали, а она — никогда.

В обеденное время «барыня» позволяла себе час-другой отдохнуть на тахте и засыпала. Неразлучная с хозяйкой Красавица всегда находилась у ее ложа. Двери в то время в селе на запоры не закрывались, поэтому в жилище мог зайти всякий. Увидев человека, коза пронзительным взглядом смотрела на вошедшего и после этого рогами тихонько поднимала хозяйку. Вот такая была идиллия.

СЛЫЛА ЗНАХАРКОЙ

На Поляне соседи жили очень дружно, как одна семья. В трудную минуту всегда приходили на помощь. Но одна женщина, жившая по соседству с «барыней», была склочная. Все было не по ней, всегда выражала недовольство. Соседи никогда не спорили со скандалисткой.

«Барыня» на всю округу слыла знахаркой по наговору воды от сглаза. Говорили, что помогает. Правда или нет — не мне судить. И вот соседка, о которой шла речь, ведя беседу с другими женщинами, начала часто зевать, говоря, что ее кто-то сглазил. Кого сглазить-то: рябую, тощую с горбинкой, как оглобля.

Она дала мне кружку и попросила сходить к бабке Глаше, чтобы та наговорила воду. Сама не пошла, потому что часто ссорилась с ней. «Барыня» в отличие от нее была доброй. Всем помогала. Бабушка Глаша спросила меня: «Кому воду?». Я честно ответил. Она выразилась нелицеприятными словами и воду не дала. Вот так насолила всем эта женщина.

Я передал ей слова знахарки слово в слово. Женщины очень развеселились, а больная сразу перестала зевать, вылечилась. Жить бы «барыне» во времена А. Чумака! Настоящей барыней не стала, а новой русской была бы.

Каждый год бабушка в мае собирала лист лопуха. Толкла в ступе и готовила зеленого цвета сок. Им она лечилась и пополняла истощенный за зиму организм витаминами. Врачей и медикаменты «барыня» не признавала. Лечилась народными средствами сама и помогала людям.

ЛЁД ПОШЕЛ!

Развлечения у молодежи и детей были круглый год. Зимой, как только замерзала вода в реке Битюг и выпадал снег, катались на самодельных коньках, на лыжах, санках. Вечерами играли в домино, лото, конечно, не на деньги. Денег на такие развлечения у родителей не было.

Весной, перед разливом Битюга, местная власть уведомляла всех жителей улиц Луговатки и Поляны о переселении на время паводка к родственникам в центральную часть села, так как была угроза затопления их домов. Но никто свои дома не покидал.

Битюг — это неглубокая, спокойная, не считая омутов и ям, глубиной до 10 метров, река. Во время половодья она превращалась в настоящее море, отрезая близлежащие улицы от основной части села. Вода подступала вплотную к домам. Жители постоянно следили за ее уровнем, особенно когда начинался ледоход. Наш местный лед уходил спокойно. Вода из-за таяния снега на полях быстрее наполняла русло реки. И наступал основной ледоход. Лед приходил с верховья.

Жители не только из близлежащих к реке домов, но и всего села наблюдали это зрелище. Ледоход показывал всю силу. Громадные льдины скапливались, давили друг на друга, поднимались на дыбы, образуя заторы. Некоторые выталкивались на берег. Происходит это из-за того, что река между нашими улицами извилистая. Лед останавливался, а вода выше затора стремительно начинала подниматься. Зеваки ожидают, когда пойдет лед. И вот слышались разнообразные звуки: треск, звон, гул. Льдины зашевелились, и лед пошел. Это неописуемое зрелище можно и не увидеть, если лед уходил ночью.

НА ТРОИЦУ ВСЕ «КУМИЛИСЬ»

Как только вода войдет в свои берега и земля немного просохнет, ребятишек с улицы не загнать. Излюбленное место для их игр — это самое высокое место на Поляне, бывшая усадьба Гагаркиных. Любимыми играми были лапта, городки, соревнования наперегонки, волейбол и другие. Ребятишки жили дружно, если и ссорились, то по пустякам и без обид.

К празднику Троицы травы на поляне вырастали по пояс человеку. Поляна благоухала всевозможными цветами. Слышалось жужжание шмелей, пчел, стрекотание кузнечиков. Это надо было видеть. Молодежь по традиции на поляне праздновала Троицу («кумились»), а мы, как говорят сейчас, «мелкие», играли рядом с ними.

Обязательно в этот день надо готовить яичницу. Готовили ее на костре, принося из дома в основном по одному яйцу. Некоторые не приносили яйцо, потому что не было кур, но «кумились» наравне со всеми. Потом устраивали гулянья: парни играли на балалайке и гармошке, все пели песни, плясали. Девушки плели венки из цветов и потом пускали их по воде, гадая на замужество и свою долю.

И, конечно, «барыня» со своими питомцами была рядом, угощая всех табаком.

Александр ПОЛЯНСКИЙ.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments