Общество

Катится трамвайчик с Верой

Читайте нас в

Наша землячка из Лебедянки Вера ЖИГУЛИНА в нынешнем году отметила юбилей своей деятельности: 40 лет трудится в Липецке водителем трамвая.

— В 1981-м я окончила Лебедянскую школу, — рассказывает она о себе, — один год трудилась в добринском ресторане «Колос» кондитером, только профессия вагоновожатой мне очень нравилась. И в 1982-м я отправилась в Липецк воплощать мечту.

Шесть месяцев учёбы в учебном комбинате на улице Доватора пролетели быстро. И вот уже новоиспечённый водитель готов. Вера признаётся, что просто влюблена в свою профессию, точнее, в трамвайчик. Вспоминает, как волновалась в самый первый рабочий день: вдруг не получится, не дай Бог, авария!

Зато на способную ученицу внимание обратило руководство: через два года за хорошую работу присвоили сразу второй класс и наградили путёвкой в Ленинград, через пять лет у В. Жигулиной — первый класс. За сорок лет имеет огромное количество грамот, а также звание ветерана труда.

Деревенской девчонке не привыкать было с самого первого дня рано вставать. Так что подъём в 5 утра — обычное дело для такой работы, а завершается она — в 22 часа. Зимой — глубокая ночь, можно сказать.

— Какая у тебя тяжёлая и ответственная работа, — говорила ей часто мама Мария Федотовна Голощапова, — у нас таких в породе ещё не было!

Собеседница гордится тем, что за четыре десятка лет не совершила ни одной аварии. Многие ей удалось предотвратить. Разумеется, все они были на грани столкновения её машины, бегущей по рельсам, и обычных автомобилей, для которых есть знак: «Пропусти трамвай!». Казалось бы, за рулём последних чаще всего, особенно в советское время, — мужчины, которые, как утверждают психологи, имеют реакцию лучше, чем женщины, но всё равно «нарываются». Мне ж вспомнился случай из студенческой жизни: ЗИЛ не «увидел» трамвай, и затормозивший водитель последнего всё равно не смог предотвратить столкновение: лобовое стекло просто осыпалось на нас, близко сидевших к нему пассажиров. Но могло б быть и хуже…

— В таких случаях у меня лично срабатывает, и слава Богу, чутьё: на перекрёстках, особенно в темноте, всегда думаю: «Дай-ка помедленнее поеду, вдруг кто мчится». Только притормозишь, как кто-нибудь выскакивает на машине… С облегчением про себя: «Вот поехала б быстрее, “встретились” с ним». Только всё это приходит, конечно, с годами.

И без слов Веры ясно: её профессия требует постоянной сосредоточенности. Во время работы нет возможности остановиться и отдохнуть. Есть люди, у которых психика так устроена, что длительно сохранять внимание для них тяжело, и здесь такие не приживаются.

А ещё, как она говорит, молодёжь частенько уходит, немного поработав: лень рано вставать. Семья нашей землячки — муж и двое сыновей — это понимали (и понимают) и всегда ходили на цыпочках, если она ложилась спать.

Трамвай, как известно, едет по рельсам, и, если появляется препятствие, у него нет возможности маневра, можно только тормозить. Он тяжелый, и тормозной путь длинный. Вновь мне вспомнилась городская картинка: вагоновожатая вышла из салона и какой-то железиной легко поставила машину на место. Спрашиваю у собеседницы: «Сколько ж трамвайчик весит? Тяжело так его пестовать?».

— Весит он 40 тонн. Конечно, нелегко всё это делать. Если совсем сама не справишься, то другой трамвай буксирует тебя в депо.

Вроде на самом деле даже со стороны — мужская работёнка, а почему ж так много женщин здесь «рулят». Выяснилось, что со времён войны тенденция началась: мужчин катастрофически не хватало. Потом стало традицией: девушки шли учиться на учебные комбинаты, чтобы водить электротранспорт. И одна из них — наша землячка.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments