Не хлебом единым
Окончилась война, принесшая добринцам, как и всему нашему народу, неисчислимые страдания. Казалось бы, все невзгоды позади. Но пришел 1946 год, колхозные поля и огороды сельских жителей поразила жестокая засуха, земля не порадовала даже скудным урожаем. Наступил голод. Люди пухли, а случалось, и умирали от истощения.
В следующем году погода смилостивилась: район выполнил план хлебосдачи государству, колхозники получили положенную им по трудодням натуральную оплату (все тем же зерном). Недостаток в магазинах продуктов питания восполнялся привозом необходимого с сельских подворий на базар, именовавшийся колхозным рынком. Его обширная площадь и прилегавшая к нему часть улицы (здесь сейчас лицей) заполняли многочисленные подводы. Возы с сеном, вороха мешков с зерном… В сторонке — торговля живностью, где можно было купить дойную корову, теленка, овец (на завод или на убой — такое мясо обходилось дешевле), поросят, домашнюю птицу.
В мясном ряду с прилавками под крышей можно было приобрести «настоящую» колбасу. Ее производили из давальческого мяса, то есть из сдаваемого на переработку местными жителями.
Конечно, при всем этом изобилии цены «кусались» и даже очень, далеко не всем были по карману. Но, главное, — голод отступал.
Было объявлено о снижении, ставшем ежегодным, государственных цен на продовольственные, а затем и на промышленные товары первой необходимости. Семьям фронтовиков начали выдавать денежные и натуральные пособия. К примеру, мой брат Евгений, вернувшийся после тяжелого ранения инвалидом, получил поступившие из-за границы в качестве гуманитарной помощи добротные солдатские ботинки. Не забывали и о детях. При школах для младшеклассников открывались летние оздоровительные площадки.
Словом, жизнь налаживалась. Но, как говорится, не единым хлебом жив человек. После военного лихолетья люди воспрянули духом. Необычайно возросла тяга к культуре, просвещению. В селах вовсю заработали клубы, а в деревнях, даже совсем небольших, открывались избы-читальни.
В феврале 1947 года газета «Ленинский путь» в заметке «В избе-читальне села Сафоново» сообщала: «Изба-читальня Сафоновского сельсовета (зав. тов. Мартынова) является центром культурно-просветительской работы на селе. При избе-читальне организовано коллективное радиослушание (радиоточки были еще не везде — Прим. В.В.), работают хоровой, драматический и литературный кружки, регулярно проводятся лекции и беседы на общеполитические, сельскохозяйственные и научно-просветительские темы».
«Ни дня без вокала»
Подлинным очагом культуры, ее организующим и методическим центром стал районный Дом культуры. Та же газета писала: «С 23 марта 1947 года в нашем районе начался смотр художественной самодеятельности. Уже выступили хор народной песни и пляски районного Дома культуры, хоровые кружки детдома им. М. Горького, Чуевской средней и Добринской семилетней школ».
Руководил районным хором С.С. Яриков.
Сергей Степанович родился в 1911 году в Добринке. О его жизни мало что известно. Удалось лишь установить, что игре на баяне и скрипке вместе с братом Иваном он научился у заезжих музыкантов. Дальше, похоже, все постигал сам. Словом, самоучка, самородок. Был участником Великой Отечественной войны.
Сохранились воспоминания выпускницы 1947 года Чуевской средней школы Л.Д. Назаровой (Лактионовой). Во время учебы она занималась в школьном хоровом кружке, которым руководил все тот же Сергей Степанович. Пела не только в хоре, но и в качестве солистки.
«На «большой сцене» первое мое выступление состоялось в четвертом классе, — писала Людмила Дмитриевна. — На районном смотре художественной самодеятельности я спела песню «Орленок», а в десятом классе на мою долю выпал настоящий успех. На олимпиаде, состоявшейся в нашем тогдашнем областном центре Воронеже, я заняла первое место. Меня пригласили к столу, где сидели члены жюри, и предложили поступить в знаменитый на всю страну Воронежский хор русской народной песни Массалитинова. Но другие настоятельно рекомендовали учиться дальше, что я и сделала».
Людмила училась в Московском музыкальном училище имени Ипполитова-Иванова, а после его окончания — преподаватель и руководитель дирижерско-хорового отделения Липецкого музыкального училища, отказавшись от других, более значимых предложений. «И, конечно, концерты, концерты, концерты… Ни одного дня без вокала», — отмечала Людмила Дмитриевна.
Песни, романсы, арии из опер…
А между тем выступления хора ДК под руководством С.С. Ярикова стали столь притягательны для публики, что в зале (в холодное время он практически не отапливался) не всем хватало мест. Многие стояли у стен, а наиболее находчивые приходили со своими стульями и табуретками.
Чем же объяснить такой успех самодеятельных артистов? Прежде всего, тем, что отбор в певческий коллектив был строгим, хотя желающих находилось немало. Никакой погони за массовостью, показухи. Требования для всех одни — безукоризненный музыкальный слух и соответствующие вокальные данные. В памяти старожилов-добринцев сохранились имена самых одаренных хористов. Вот некоторые из них.
Зинаида Назарова (Прокофьева). Жизнерадостная, общительная (веселушка, как называли ее подруги), обладала хорошо поставленным сопрано. Любимый жанр — арии из популярных оперетт.
Необыкновенной красоты сопрано отличалась и Евдокия Козлова. Ей удавалось безукоризненно справиться даже с «Заздравной песней» Дунаевского, очень трудной и сложной в вокальном исполнении.
Под стать Евдокии были сестры Пальмовы: Антонина (сопрано) и Лилия (меццо-сопрано). Выступали в составе хора и сольно. В их репертуаре — романсы и песни «Мне бесконечно жаль», «Ты помнишь наши встречи?», «Над широкой рекой», «Сирень цветет…», «По мосткам тесовым», «Я иду при зореньке рассветной» и другие, отличавшиеся лиричностью, задушевностью и о которых люди старших поколений вспоминают с щемящим ностальгическим чувством.
Много лет с большим успехом выступал ветеран хора 65-летний тенор Иван Алексеевич Строков, исполнявший старинные романсы, русские народные и современные песни («Ах, ты, душечка!», «Вижу русское приволье», «Медсестра Анюта»).
Об одном из концертов, состоявшемся в 1948 году, наша газета сообщала: «Первое отделение концерта состояло из сольных номеров и дуэтов. Находящиеся в зале с восторгом восприняли «Морскую песню», исполненную А. Пальмовой и З. Назаровой. С большим чувством исполнили песню «Ехал я из Берлина» дуэт Ленгиной и Поповой. Во втором отделении хор исполнил «Кантату о Сталине», «Колхозную польку», чешскую песенку «Пастух» и другие под аккомпанемент Я.М. Вепринцева (баян) и С.С. Ярикова (скрипка). Яков Вепринцев также виртуозно сыграл «Турецкий марш» австрийского композитора Моцарта».
Шаляпинский бас Валерия
Когда у Сергея Степановича и его жены Раисы Васильевны (она работала фармацевтом в аптеке) родился сын Валера, отец с малых лет стал прививать ему навыки игры на музыкальных инструментах. Юноша окончил Чуевскую среднюю школу, заодно и музыкальную, затем Липецкое музыкальное училище, стал преподавателем. Татьяна Александровна Пчельникова (Полянская) училась у него в музыкальной школе. Яриков часто выступал на концертах в районном ДК, и Татьяна старалась не пропустить ни одного.
— Валерий Сергеевич был видный, представительный, — рассказывает она. — Вот он на сцене — в бархатном концертном костюме с галстуком-бабочкой. Настоящий артист! Помню, как в его исполнении звучала ария из оперы Римского-Корсакова «Садко». Впечатленные слушатели бурно рукоплескали…
Судьба свела с Яриковым и Лидию Михайловну Путилину (Юшкову), тоже окончившую Добринскую музыкальную школу.
— Меня, семилетнюю девчушку, громогласный голос Валерия Сергеевича вначале пугал, — призналась она. — Но к детям он относился благожелательно, заботливо, так что моя боязнь быстро прошла. Потом были музыкальное училище, работа в Липецком музыкальном камерном хоре. Коллектив остро нуждался в солисте для басовой партии, и тогда я вспомнила о Валерии Сергеевиче. К этому времени он отслужил положенный срок в армии, где пел в составе военного ансамбля песни и пляски. В нашем хоре, обладая редким по красоте, под стать Федору Шаляпину басом, Валерий Сергеевич проработал несколько лет.
К сожалению, Ярикову не удалось в полной мере реализовать свой талант, как это нередко случается с творческими людьми. Неожиданно появились проблемы со здоровьем. Врачи вынесли суровый вердикт: неизлечимая болезнь! Всегда подвижный, жизнерадостный, Валерий сразу сник, погрузился в депрессию. Потом выяснилось: диагноз был ошибочный. Но время было упущено…
У Валерия Сергеевича остались сыновья Владислав, Роман и дочь. Говорят, они тоже не обделены музыкальностью.
Лучше всех в области
Летели годы один за другим. Менялся и состав хора Сергея Степановича Ярикова, в том числе за счет юных дарований. Среди них оказалась и Татьяна Федько (Асламова), кстати, дочь упомянутой выше Антонины Александровны Пальмовой. Как и многие другие, Татьяна своим первым наставником считает Сергея Степановича Ярикова. Бывало, выступали дуэтом (он — на скрипке, она — на аккордеоне), исполняя популярные тогда мелодии. Играла и сольно. Будучи семиклассницей, сыграла на сцене Дома культуры сложнейшую в техническом отношении пьесу Шахнова для аккордеона «Карусель», вальс «Дунайские волны», покорив слушателей виртуозностью. Удавались ей и вокальные номера — старинные русские романсы.
Т.И. Асламова повторила путь своих предшественников: окончила музыкальную школу и музыкальное училище, стала преподавателем.
В составе хора Чуевской средней школы, а затем певческого коллектива ДК вместе с Татьяной Федько были старшеклассники Николай Комаров, впоследствии солист Воронежского драматического театра, и Геннадий Потапов. В 1957 году добринский хор был в Воронеже участником фестиваля хорового искусства, став в очередной раз его лауреатом.
Лучшие традиции, заложенные в свое время С.С. Яриковым, впоследствии продолжил и развил заслуженный работник культуры РСФСР Георгий Михайлович Асламов. Хору под его руководством было присвоено звание народного.
Сергей Степанович — фотограф
Рассказ о С.С. Ярикове, поистине незаурядном человеке, будет неполным, если не упомянуть о его многолетней профессиональной деятельности как фотографа. Старожили, вероятно, помнят, что в 50-60-х годах на нынешней улице Горького, в торговом ряду, рядом с одним из магазинов стоял ветхий неказистый домишко (новостроек тогда не было) с вывеской над входом — «Фотография».
Фотография принадлежала местному промкомбинату, и полноправным хозяином в ней был Сергей Степанович. Наверняка у «возрастных» добринцев сохранились сделанные Яриковым снимки, в том числе и выпускных классов Чуевской средней и Добринской семилетней школ.
Само собой, не обделял он вниманием и участников художественной самодеятельности. Публикуемое сегодня фото хора районного Дома культуры — тоже его работа. Удалось выяснить, как оно было сделано.
Сергей Степанович, разместив должным образом хористов, установил треногу с громоздкой фотокамерой. Потом сел на оставленное для себя место. Один из знакомых нажал спусковую кнопку, а дальше — проявка в лаборатории фотопластинки, печатание с нее снимка.
Валерий ВОЛОКИТИН.