Общество

Ольшанка стирается с карты?

Знаменитый ольшанский пруд создавался князем Л.Д. Вяземским как мелиоративное сооружение. Вдалеке справа - парк Вяземского был когда-то.

Читайте нас в

В этой деревушке со знаменитой историей огни погашены почти во всех домах. А ранее ведь тут кипела работа…


Пруд вдоль деревни

Ольшанка расположена в глубине полей от основной дороги ст. Хворостянка — Нижняя Матрёнка, примерно километров по 5 от неё и от станции, и от близлежащих Салтычков, куда юные ольшанцы раньше ходили в школу после своей начальной. Она закрылась ещё к началу 80-х гг. Стоявшие здесь клуб и ФАП тоже перестали открывать свои двери примерно в те же годы, по словам живших здесь когда-то.

Когда-то на этом лугу тоже стояли дома…

В Ольшанку меня сопровождают глава поселения и специалист Хворостянской администрации В.Г. Курилов и В.И. Путилина. Владимир Григорьевич родом из Салтычков, он хорошо помнит, как ольшанские ребятишки приходили к ним учиться.

В.Г. Курилов родом из соседних Салтычков, но в детстве с мальчишками бывал частым гостем в ольшанском лесу, который начинался с берёзовой опушки. Князь Л.Д. Вяземский также здесь посадил дуб и хвойные деревья.

— В 4-м классе сразу 12 человек из Ольшанки прибавилось, — говорит он. — У нас 8-летка была, потом учиться шли в Хворостянку. У Веры Ильиничны отсюда родом мама, так что она тоже хорошо знакома с этими местами.

Мы подъехали к высокой плотине, разделявшей когда-то здешний длинный пруд на две части. Тянется водоём вдоль всей Ольшанки. Ранее половодье было таким, что никакие плотины не могли сдержать потока.

Вера Путилина корнями по маме тоже из этой деревни. Её и назвали в честь ольшанской бабушки. Она от них знает, как вода из пруда ранее со льдинами переливалась через эту плотину.

— Я родилась в марте, — говорит Вера Ильинична, — моя тётя пришла пешком из Ольшанки в Хворостянский роддом нас проведать. И вот она вспоминала, как в одну сторону утром прошла, а обратно перейти плотину не смогла: сильный поток воды лился через неё.

— В моём детстве, — вспоминает родившаяся тут, а потом уехавшая в 1962-м г. в Дубовое Анна Ивановна Полякова, 1939 г.р., с которой мы беседовали по телефону, — я и все ребятишки весной бегали смотреть, как льдины переваливаются через плотину. Это у нас такое развлечение было в половодье. Вода текла от самого леса до Никольского и далее.

В последние годы таких разливов давно деревня не видела. Пруд имеет богатую историю, поскольку был задуман князем как мелиоративное сооружение. Пруды около Ольшанки, а их в те времена было 5 соединённых, орошали поля с многолетними травами. На них держали воду около двух недель, потом она собиралась с помощью сифонов и отводилась в пруды…

— Ранее на плотине, внизу неё, были бетонные плиты, на них местные женщины стирали бельё, — рассказывает Валентина Николаевна Карпова, тоже родившаяся в Ольшанке, потом много лет проработавшая учителем и директором Нижнематрёнской школы. — Перед глазами, как сейчас, стоят алого цвета руки мамы после такой стирки зимой.

Мая 1959 г. В.Н. Карпова (Дудина в детстве) с родителями А.А. и Н.И. Дудиными у дома в Ольшанке.

Пруд был главной забавой для местных как маленьких, так и взрослых: у берега под каждым домом — мостушки, с них рыбачили, ныряли. Летом — купание до посинения. Зимой — коньки и хоккей, причём не только у мальчишек, но и девчонок.

— Мы тоже в хоккей играли, — говорит та же В.Н. Карпова, — пацанками росли. Отчаянные были! Летом побежишь на мостушку с удочкой — моментально наловишь рыбки. А весной пруд так разливался, что вода стояла на нашем лугу во всех канавах, рыба там путалась в траве. Идёшь с блюдцем и прямо руками её ловишь.

Всех звал к себе Ольшанский лес

Мои собеседники рассказывали о прекрасном берёзовом, дубовом и хвойном лесе, который растёт на окраине деревни. Все ольшанцы ходили в него за ягодами, грибами и цветами. В.Г. Курилов сказал, что они, салтычковские, завидовали ольшанским: те, нарвав их в лесу, первыми дарили ландыши и подснежники и девчонкам, и педагогам. Летом по праздникам в ольшанском лесу собиралось на большой много людей.

— Особенно на Троицу, — опять вспоминает Анна Ивановна Полякова, — люди из трёх деревень: Никольского, Салтычков и Ольшанки — праздновали, веселились и плясали. Автолавки с продуктами приезжали. Мы, ребятишки, туда бегали на родителей посмотреть. Когда подросли, сами компании создавали, ребята из Байгоры к нам приходили с гармошками. После леса шли в клуб в Никольское. В наши годы в Ольшанке его не было, позднее открыли. А в детстве, только земляника пойдёт, мы туда с кружками. Правда, до дома ягод не доносили — по дороге съедали всё.

— А мы, хворостянские, — говорит Лидия Семёновна Егорова, председатель совета ветеранов, — обязательно со станции ходили в лес на экскурсии, традиционными были походы на 1 и 9 Мая. Все наши там отмечали последний звонок, а потом встречались весной и летом на очередной годовщине после окончания школы.

Самое начало 60-х гг. Лидия Егорова (в дев. — Жаркова, стоит слева), окончившая Хворостянскую школу в 1957-м г., в ольшанском лесу с одноклассниками. С гармошкой — Анатолий Кочетов.

— Мы сюда и сами приходили, взяв с собой еды и мячик, — продолжает В.И. Путилина, и с учителем Людмилой Герасимовной Гнатюк за лекарственными растениями для аптеки. Целые мешки набивали чистотела, мать-и-мачехи…

Специалист Хворостянской администрации Вера Путилина имеет свои корни в Ольшанке по маме и названа в честь ольшанской бабушки.

От «13 октября» до «Советской России»

Ольшанцы помнят, как их родители работали на конюшне, коровнике, телятнике, овчарнике… Здания с этими животными располагались у них в деревне. А зимой, во время сильных снегопадов, взрослые просили разрешения на больших санях довезти ребятишек до школы у председателя колхоза (уже была «Советская Россия», куда входили Ольшанка, Никольское, Салтычки, ст. Хворостянка, Казельки и Падворские Выселки — это написано в пох. книге за 1980-82 гг.). Ранее каждая из деревень имела своё колхозное название. Вот в Ольшанке колхоз назывался «13 Октября». Краевед В.В. Елисеев считает, что они в основном образовывались в 1930-м году, это и есть 13-я годовщина Октября.

Деревянная школа, что была центром притяжения в деревне, когда-то имела своего раскулаченного хозяина.

— Мои бабушка Анна и дед Андрей поставили в своё время 2 дома, — снова знакомит с прошлым Ольшанки В.Н. Карпова. — Трудяги были, сами набирали на нашем лугу глину и жгли кирпич. Так сложили дом, его во время коллективизации забрали под зернохранилище, они после поставили деревянный — руководство колхоза сделало из него начальную школу. Я училась там в детстве и ничего не знала, только потом с историей семьи познакомилась. А бабушка с дедом жили некоторое время в землянке, потом уж построили саманный домик. К нему позднее прилепили пристройку. Это и был наш родительский дом, в нём мой брат Игорь Дудин всё время проживал, у него 4 детей. Год назад ему администрация выделила дом в Хворостянке.

— А мы у школы в юности всегда собирались по вечерам, — рассказывает Ираида Петровна Курзякова, родившаяся вместе с покойным мужем Павлом в этой деревне. — У нас там «пятачок» был, наши парни на гармошке и баяне играли. Мы танцевали и плясали. Ещё туда ребята из Никольского на свидания к нашим девушкам приезжали.

Много фотографий с малой родины — Ольшанки — сохранилось у И.П. Курзяковой.
Конец 60-х гг. Ирина Курзякова с младшей сестрой у дома.
1978 г. Ольшанка. Павел Курзяков у родного дома с дочкой Наташей.

Жители улицы Лесной

Так теперь именуется Ольшанка в сельских документах. Всего в трёх домах официально прописаны здесь люди. Но на зиму Е.И. Горшкова, 1938 г.р., уезжает к детям. Ещё из одного названный выше Игорь Дудин, видимо, переберётся скоро в Хворостянку, в новый дом, из старого родительского и даже бабушкиного. Во время нашего приезда из Дудиных никого не было дома: старшие на работе, младшие — в школе.

8 декабря 1973 года. Юные ольшанцы на улице.

Остаются два брата из последнего — Валерий Николаевич Белобородов и Александр Николаевич Ильин. Да и те немолодого возраста: 1949 и 1950-го г.р. Старинной кладки домишко их с улицы выглядит печально.

Вода — в колодце, дрова (сушняк) — в лесу. Так и живут В.Н. Белобородов в своём старом домишке с братом Александром.

— Мы не местные. Приехали сюда в 1993-м из Ташкента, — поведал свою историю старший брат, одновременно затапливая печку и рассказывая о себе. — Там работали я слесарем на огромном заводе, брат — строителем. Он участник ликвидации на ЧАЭС. Мы были ограничены в деньгах после переезда, вот и купили здесь дом. Он 30 лет назад выглядел нормально, да и жили тут люди ещё.

Валерий Николаевич, хоть и не из здешних, однако хорошо всех знает в округе: сразу устроился почтальоном. Разносил районку, письма по Салтычкам и Никольскому. Мужчина признаётся: не думал, что так быстро их деревенька уменьшится в количестве жителей. Да делать нечего, надо жить. Газа в Ольшанке нет, вот братья заготавливают дрова на зиму, покупают в баллонах газ. Из хозяйства теперь куры. Ранее поросят держали. Тяжело стало корм добывать, да и не выгодно: паёв-то нет. Зато посадили сад с яблонями, вишней и грушами. Занимаются огромным огородом, на котором любят по старой памяти разводить бахчи. Арбузы у приезжих из Ташкента такими вырастают, что они их даже продают. И ещё обязательно ходят в лес за ягодами и грибами.

Валерию Николаевичу Белобородову с братом Александром приходится дровами топить- газа в Ольшанке нет.

Вот и всё население Ольшанки на данный момент. По словам В.Г. Курилова, летом приезжают в родительские дома некоторые, но их немного. Да ещё на самой окраине, ближе к лесу, строит дом один из таких потомков, не боясь остаться в совершенном одиночестве. Отважного строителя зовут Геннадий Жариков.

Есть ли у Ольшанки будущее Один из жителей, родившийся здесь, в это верит и строит новый дом на самой окраине.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
1 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Виталий
Виталий
1 год назад

Я, Терехов, Виталий Гаврилович родился в селе, Никольское, 1972 закончил Салтычковскую восмилетнюю школу и поступил в педучилище, после, окончания вот уже работаю 42 года, 20 лет работал в Московских школах, а в 14году приехал в Липецк. В Никольском дом разобрали и приезжаю только на кладбище.