История Общество

С крыши смотрела на похороны Сталина

Жительница Верхней Матрёнки Мария Алексеевна КУЗНЕЦОВА после войны восстанавливала в Москве Мавзолей, Кремль, Библиотеку им. Ленина…

Читайте нас в

В ЕЁ СУДЬБЕ —ЖИЗНЬ ВСЕЙ СТРАНЫ

Почти 92 года ходит по земле эта женщина. И вся её жизнь прошла в труде и заботах. Только официально до 70 лет работала в местном хозяйстве дояркой, свекловичницей, разнорабочей… Стаж — 44 года.

Родилась в 1928-м в Малой Матрёнке в сельской семье. В местной школе училась лишь до 4-го класса. Потом всех перевели в Верхнематрёнскую. Маша немного походила в неё, да бросила, хоть и училась хорошо. Начались холода, нет ни одежды тёплой, ни обуви. На этом её учёба завершилась.

Мария Алексеевна вспоминает, как в войну голодали и по полям с бабушкой собирали чеснок и щавель. Её мама работала дояркой, отец имел бронь и трудился на военном заводе в Москве.

— Папу даже после Дня Победы домой не отпустили, а потом перевели на завод в Липецк. Он во время войны всё-таки в столице получше нас жил, потому что им, рабочим, какой-никакой, а паёк давали. Мы ж тут сами себя спасали, как могли.

«МОЖЕТ, В СТОЛИЦЕ ДЕНЕГ ДАДУТ»

Свою женскую судьбу она тоже считает несчастливой. В 1948-м вышла замуж за земляка. В семье родилась дочка Нина. В начале 50-х годов хозяин уехал поднимать целину, да так и не вернулся обратно к жене. И ребёнка Марии пришлось поднимать одной. Помогали, конечно, её родители. Особенно в те 2 года, когда она за хорошей долей отправилась в Москву.

— Председатель колхоза сжалился над нами, отпустил в столицу. И мы с подружками туда направились, думая, что в городе будет полегче, чем здесь.

Жить приезжих и многих таких же со всей страны, как они, определили в музейное здание — Дом Пашкова, какой в советское время был Государственной библиотекой СССР имени В.И. Ленина.

— Мы там по 20 человек в комнатах-кабинетах ютились. Топили сами дровами. Думали, когда в Москву рвались, хоть платить будут. Да, получали зарплату, но маленькую. Не легче, чем в колхозе, оказалось. С утра до ночи мы грузили мусор. Например, в здании напротив библиотеки находилось бомбоубежище, оно было сильно разрушено. Бомба разбила красивый дом пополам. И таких по столице тогда — множество, а то и вовсе разгромленных, — с волнением вспоминает М.А. Кузнецова.

М.А. Кузнецова за свои девять десятков лет многое повидала, в том числе видела похороны Сталина.

РАЗБИРАЛА ЗАВАЛЫ В КРЕМЛЕ

Собеседница с улыбкой рассказала, как потом из них тщательно отбирали кандидаток на работу в Кремле. Наводили справки по месту жительства о них и всей семье, чтоб ни девушки, ни их домашние ни в чём не были замешаны и имели хорошую репутацию.

— Из 20 человек, каких отобрали в самом начале, нас только двух туда взяли. Всё строго и серьёзно было. Мы даже перепугались: как знать, что они об отцах, дедах или других родственниках прознают.
Ещё и посадить ведь могли. Хоть и работали селянки там на разборе завалов или месили раствор.

Ночевали уже не в библиотеке, а в Кремле, здания которого, несмотря на усиленную маскировку в годы войны, тоже пострадали.

— В марте 1953-го умер Сталин. Такое горе тогда обуяло весь народ, просто не передать словами. Во время похорон вождя мы находились на верху здания и хорошо видели всё. Как сейчас перед глазами: люди идут и идут. Нескончаемый поток, давка. У нас самих на душе незнамо что творилось, а сверху смотреть на весь этот ужас было ещё страшнее…

ЕЛЕ УЕХАЛА ИЗ МОСКВЫ

Только два года Мария побыла москвичкой, а потом вернулась. За это время лишь раз её отпустили в отпуск. И если многие новые подружки не были замужними, то она сильно скучала по дочке, часто плакала. Уехать из Кремля обратно, как и устроиться туда, было непросто. И всё-таки ей это удалось.

Возвратившись, вновь стала работать в поле и на ферме не покладая рук. Сама когда-то не доучилась, а ребёнку своему постаралась дать образование. Нина Анатольевна Титова с 1970-го по 2001-й в колхозе имени Фрунзе трудилась агрономом, возглавляла местный профком.

«ВСЁ ДЛЯ ДОЧКИ»

Бабушка Маша, как раньше её родители, помогала и продолжает помогать дочке и в огороде, и внуков растить, живёт теперь в её доме. Разделяет вместе с Ниной печали и радости. Горется бабушка, что овдовела та рано, юного сына похоронила. Такую беду надо суметь пережить. Однако самые родные друг другу женщины не сдаются.

— Дочка Нины стала филологом, а внучка обучается в аспирантуре, — вот ими мы гордимся, — говорит М.А. Кузнецова, обладающая светлой памятью и прекрасной речью. — Буду работать, пока ноги ходят. Моя мама Александра Яковлевна до 100 лет дожила, и я постараюсь.

Марина ПЧЕЛЬНИКОВА.
Фото автора.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments