Новый облик приобрела братская могила на разъезде Киньшино — Стрельцы, где 6 мая 1942 года потерпел крушение бронепоезд.
В прошлом году, в один из жарких июльских дней, вместе с членами клуба «Юные патриоты» Добринской школы №2 под руководством М.А. Пановой и заместителем директора Е.А. Лариной я отправилась на место захоронения людей, погибших в 1942 году при крушении бронепоезда, следовавшего в сторону Сталинграда (ныне Волгограда).
Место это находится в 1,5-2 километрах от деревни Киньшино. Территориально оно относится к Мордовскому округу Тамбовской области. Тем не менее ребята второй Добринской школы ухаживают за этой могилой и многое делают для того, чтобы выяснить имена и фамилии тех, кто покоится там.
Чем объясняется такой неподдельный интерес к давней трагической истории? Вроде и случилось это не в нашей области, и погибшие — не наши земляки…
А всё очень просто. Жители деревни Киньшино поныне хранят в памяти страшные события 6 мая 42-го года. К счастью, еще живы очевидцы той трагедии на железной дороге. В частности, Нина Васильевна Литвинова, с которой воспитанники школы поддерживают постоянную связь, поныне проживает в этой деревушке. Тогда ей было чуть больше 10 лет, но память и сейчас хранит все события того незабываемого раннего утра (взрыв прогремел по официальной версии в 4.15 утра). Она с радостью принимает у себя в гостях школьников и их педагогов, рассказывает всё, что помнит и знает о той трагедии.
Когда-то над могилой шефствовали ребята Киньшинской школы: сажали цветы, красили оградку. Позже этим занимались учащиеся Сафоновской школы. Когда и её закрыли, — эстафету приняли подростки Добринской школы №2.
Кстати, в 70-х годах, когда еще действовала пионерская организация, именно здесь, у обелиска погибшим на месте взрыва бронепоезда, младших школьников посвящали в пионеры, повязывая им алые галстуки.
Вот такая история у этого памятного места.
А летом прошлого года, о котором я начала свое повествование, мы оказались на месте захоронения, чтобы встретиться там с представительной делегацией Мордовского округа, в составе которого были зам. главы муниципалитета, руководитель и юнармейцы поискового отряда Оборонинской школы, непосредственно занимающегося вопросом установления имен захороненных на стыке границ наших двух областей. Особенно порадовало добринцев, что в составе делегации из Мордово была Е.Г. Валатина, возглавляющая Тамбовское региональное отделение «Поисковое движение России». С ней у ребят давние отношения, которые сохраняются поныне. Елена Геннадьевна здорово помогает и делом, и советом.
На той встрече стороны скоординировали план своих действий.
Главный обсуждаемый вопрос стоял так: какие еще ресурсы можно использовать, чтобы восстановить список захороненных близ Киньшино?
К сожалению, и поныне поиски не дали значимых результатов. Как и в прошлом году, точно известно имя лишь одного бойца, который закончил свой путь к Победе 6 мая 1942 года на разъезде Киньшино — Стрельцы и нашел покой в братской могиле, — рядового 12-го отд. дивизиона бронепоездов Андрея Андреевича Федотова, 1912 г.р. Но имеются архивные сведения, указывающие на то, что там захоронено еще 12 человек. Другие данные называют цифру 9. Старожилы д. Киньшино, которые были свидетелями той трагедии, вообще, утверждали, что в могиле захоронено значительно больше людей.
И мордовские, и добринские юнармейцы не опускают руки. Поиск продолжается.
А добринские ребята теперь заняты еще одним важным делом: они пытаются найти родственников единственно известного погибшего бойца Федотова.
На той встрече шла речь и о том, что не помешало бы место захоронения обновить, обустроить. Ведь и обелиску, и самому надгробью, и оградке не один десяток лет. Косметический ремонт, который проводят школьники ежегодно, не придает необходимой эстетики памятнику.
И вот на днях стало известно, что тамбовчане привели место захоронения в образцовое состояние, используя тротуарную плитку и установив добротное металлическое ограждение братской могилы. Готовится новый памятник.
Весной будет проведено озеленение прилегающей территории.