Общество

«Для укрепления здоровья нужно работать»

Читайте нас в

Такой рецепт долголетия рекомендует всем Анатолий Гаврилович Каширин из села Чамлык-Никольское

Этого бодрого, улыбчивого мужчину (сказать «старичка» язык не поворачивается) в Талицком знает каждый. Да и многие добринцы знакомы с ним: начиная с мая он постоянный продавец на добринских рынках.

Ассортимент предлагаемых им товаров достаточно велик. В основном это овощи: огурчики, помидоры, перцы, баклажаны. Но, бывает, что и излишки рассады предлагает покупателям, и всевозможную зеленушку…

Если бы не личное знакомство с этим человеком — никогда бы не подумала, что еще три года тому назад он перешагнул свой 90-летний жизненный рубеж, настолько прекрасно для своих лет выглядит! Но, главное, и по сей день Анатолий Гаврилович Каширин — неугомонный трудяга. «Как впрягся в работу с десяти лет — так и поныне не могу остановиться,» — с улыбочкой, не хвастаясь, по-простецки говорит мой собеседник.

Почти всё распродал…

Мамина опора

«Впрячься в работу» десятилетнего мальчишку заставила сама жизнь. В 41-м ушел на войну отец, оставив на руках матери шестерых детей мал-мала меньше. Толик был средним.

Мама Антонина Алексеевна, как могла, тянула семью. Не отказывалась ни от какой работы в колхозе. Да об этом и мысли не было! Мужики — на фронте, а оставшиеся по деревням старики, бабы да ребятишки делали все, чтобы здесь, в тылу, приближать победу.

— Это сейчас на смену людям машины пришли, а раньше хлеб вручную убирали: серпами жали, снопы вязали, стаскивали их под крышу, цепами обмолачивали, — вспоминает А.Г. Каширин. — Пахота тоже тяжело давалась. Трактора-то в колхозе были, но мужиков не хватало. Вот и приходилось старикам (какие покрепче) управлять техникой, а то и бабам, кто посообразительнее да пошустрее.

Сам Анатолий в свои десять лет тоже пришел работать в колхоз. Был плугочистом, водовозом, помогал скотину пасти, хлеб сеять-убирать:

— Я такой не один был. Все мы, ребятишки военной поры, никакого труда не чурались. Нас, конечно, взрослые жалели, тяжелой работой не нагружали. И покормить повкуснее старались.

Едва Анатолию исполнилось 14 лет — колхоз отучил его на тракториста. Тут уж он себя настоящим мужчиной почувствовал. Даже в семье к нему стали относиться, как к взрослому: работяга, мамина опора!

Отца с войны дети так и не дождались: получили на него похоронку…
Но всё пережили — и холод, и голод, и послевоенное лихолетье.

— Матушка из чего только ни готовила нам еду! — вновь и вновь уходит в воспоминания Анатолий Гаврилович. — Летом, наверное, вся трава в ход шла: щи зеленые из крапивы, хлеб из лебеды… Получить половник киселя — это такое лакомство было!

Потихоньку жизнь налаживалась. Правда, годы тяжеленного труда, недоедания, постоянных тревог не могли не сказаться на здоровье. Оно подвело Антонину Алексеевну. После продолжительной болезни уже не могла она трудиться по-прежнему. К счастью, дети к этой поре подросли, старшие уже наравне со взрослыми трудились, да и Антонине Алексеевне подобрали работу по силам — стала она за маленькими ребятишками присматривать.

— Настоящий детсад в нашей избе устроили, — поясняет мой собеседник. — Со всего села приносили детишек к нам (если дома не с кем было малышей оставлять), и матушка с ними тятёхалась (что означает на местном диалекте «нянчилась» — прим. редакции).

Сам же Анатолий продолжал работать в колхозе трактористом. И не только. Приходилось и много другой работы выполнять. Одно время даже в Кировскую область на полгода уезжал на лесозаготовки.

— Со временем никто не считался тогда, — рассказчик задумался. — Зябь выходишь пахать — и порой лишь глубокой ночью домой попадаешь. У меня был такой случай: решил как-то подольше поработать, но усталость сморила. Выпрыгнул из кабины трактора, зарылся в стог соломы. Отдохну, думаю, минут 15. И сам не заметил, как заснул. Да видно долго проспал, продрог на холодной земле. Простыл тогда я сильно, долго болел. Думал, не выкарабкаюсь…

Правнуки деда не забывают. И он им искренне рад!

Взрослая жизнь

Подошло время — Анатолий женился.

— Евдокия моя была из местных, — рассказывает Анатолий Гаврилович. — Я ее знал сызмальства. А повзрослели — приглянулись друг другу. Так и поженились.

Супруга досталась Анатолию спокойная, работящая. Под стать мужу.
Оба долгое время в местном колхозе работали. Он — и тракторист, и шофер, одно время даже молочно-товарной фермой заведовал. Она — свекловичница.

— Тогда на каждую женщину по 7 гектаров свеклы давали, — рассказчик делает паузу, будто отматывает время назад. — Всей семьей ее растили: и пололи, и раздергивали, и копали. Дети обязательно помогали. Одной бы матери не справиться…

Ребятишек у Анатолия с Евдокией было пятеро. В Чамлык-Никольском эта семья считалась добропорядочной, дружной.

— Ваш брак можно назвать счастливым? — спросила я собеседника.

— Мы хорошо прожили с Дусей, — услышала в ответ. — Конечно, за долгую совместную жизнь всяко случалось, но и я, и супруга семью берегли, как могли. Старались детей воспитать достойными людьми. Один ребенок у нас в раннем младенчестве умер, а четверых поставили на ноги, образование дали, женили-замуж выдали. Одна дочка в Воронеже сейчас, другая — в Москве, сын — в Ярославле. Он у меня военнослужащий, депутат областного Совета. Еще один сын здесь жил, в Талицком, рано помер.

— Жизнь быстро пролетает, — философствует А.Г. Каширин. — Недавно же всё было — и всё прошло: мы стареем, внуки подрастают. Да что там внуки! Многие из них и сами уже взрослыми стали, правнуков мне подарили. Жаль только Дуся рано покинула этот мир: даже до 70 лет не дожила.

Но и оставшись без жены, Анатолий Гаврилович руки не опустил. Со стержнем мужик оказался. Жизнь его бьет, а он не ломается…

«Вот такой нехитрый завтрак у меня,» — говорит наш долгожитель.

И стал он огуречным королем

Талицкий Чамлык в нашем районе славен тем, что здесь самые первые огурчики вызревают. Считается, что земли там попесчанее, повыше, поэтому и овощи созревают раньше. Учитывая сей факт, многие тальчане развивают «огуречный бизнес». Вот и Анатолий Гаврилович в какой-то момент увлекся огородничеством. Конечно, помог его величество случай, как это часто бывает.

— Конфликт тогда у меня вышел с председателем (мне на тот момент и 50-ти лет не было), — откровенно признался А.Г. Каширин. — И он меня выгнал, можно сказать, из колхоза. Без работы как? Устроился в школу истопником. Сезон работаю — остальное время свободен. Начал серьезно заниматься огородом, благо что у меня 40 соток у дома…

Сейчас у Анатолия Гавриловича на этих сотках четыре теплицы (и немаленькие!) красуются, в том числе одна — отапливаемая. Так что рассадой он начинает заниматься не по весне, как большинство огородников, а когда еще сугробы лежат, и вьюга частенько наведывается. Всё приспособлено для выращивания ранних овощей: и тепло подается, и скважина для регулярного полива имеется.

Но главное — есть увлеченный человек, которому работа эта не в тягость, а в радость. Конечно, труд приносит хороший доход. Хозяин и не скрывает данного факта:

— Я считаю себя обеспеченным человеком. Всё у меня есть, что нужно для нормальной жизни. Отремонтировал дом как следует (кстати, построил его хозяин тоже сам полсотни лет тому назад — прим. редакции): теперь все удобства внутри, крышу перекрыл, окна поменял на пластиковые, весь свой участок обнес добротным забором. Само собой — машину имею.

— Вы до сих пор водите машину!? — не скрывая удивления, спросила я.

— А что ж тут такого? — вопросом на вопрос ответил собеседник. — Вот удастся ли следующую медкомиссию пройти в 29-м году — не знаю, врачи могут завернуть меня. А пока Бог здоровье дает…

Про здоровье мы тоже с Анатолием Гавриловичем поговорили. Конечно же, он без вредных привычек, хотя и не скрывает, что может себе «позволить» по праздникам или «с устатку», а то и просто под хорошее настроение пропустить рюмочку-другую.

— Вы курите?

— Да нет. Не понравилось мне это занятие. Мальчишкой пробовал, но не пристрастился.

— А для укрепления здоровья Вы все-таки что-то делаете? Зарядку, к примеру. Может, на лыжах зимой ходите, велопрогулки, правильное питание…

«Ну что ей ответить…» — красноречивее всех слов сказал выразительный взгляд моего собеседника. Но после короткой паузы он философски изрек:

— Для укрепления здоровья я работаю, чего и всем желаю. Мне порой суток мало бывает, чтобы управиться с делами.

В этом сомневаться не приходится. Ведь, кроме огородничества, у Анатолия Гавриловича немаленькое подсобное хозяйство: поросята, куры, индоутки…

— Кто-то помогает Вам управляться по дому?

— Пока справляюсь сам. Дочка из Воронежа чаще других наведывается, помогает, конечно, особенно в период овощных заготовок. Но в основном на себя надеюсь. Помаленьку всё успеваю…

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments