Общество

«Особая страница моей жизни»

Читайте нас в

В десятилетней войне в Афганистане принимали участие не только советские солдаты и офицеры, но и женщины, которые чаще всего приезжали туда с миротворческой миссией. Одна из них — наша землячка из Талицкого Чамлыка Валентина Ивановна КУРЛОВА, в своё время — председатель Союза женщин Липецкой области, ответственный секретарь Общественной палаты нашего региона. В стране «за речкой» она была партийным советником ЦК КПСС при ЦК Народно-демократической партии Афганистана в 1986-1987 годах.

ТАМ ДОСТОЙНО НАДО БЫЛО ПРЕДСТАВЛЯТЬ СТРАНУ

— В 1986-м Вы — заведующая отделом науки и учебных заведений Липецкого обкома КПСС. Как оказались в Афганистане? Вас туда направили или поехали по собственному желанию?

— Конечно, направили. Причём первый секретарь обкома дал мне на размышление лишь 2 часа. Могла и отказаться, но не захотела. Знала: посылали людей, зарекомендовавших себя в работе, какие достойно могли представлять партию и СССР в целом. Наша работа там в прямом и переносном смысле находилась под прицелом. Дисциплина была жесточайшей.

— Поездка в Афганистан — первая в восточную страну в Вашей жизни? Каким увидели его во второй половине 80-х ?

— Да, в такую экзотическую страну приехала впервые. Удивило сразу всё. Это необыкновенно красивые места. Не случайно ещё у Македонского была заветная мечта: сделать своей базой это государство. Там бесподобные сады персиков и абрикосов, огромные роскошные поля с цветущими маками. Жутко тёмные ночи с огромными звёздами. И война… Летишь и думаешь: вернёшься назад или нет. Поэтому человеческие отношения тоже были необыкновенными: настоящее братство, о каком не забудешь никогда. Афганистан — особая страница в моей жизни.

ПОЛОЖЕНИЕ ПРОСТЫХ АФГАНОК — ХУЖЕ НЕКУДА

— Что входило в Ваши обязанности советника?

— Занимались вопросами, которые у нас в стране были давно решены: обучением женщин грамоте, созданием для них рабочих мест, санитарным ликбезом, борьбой с инфекциями. Открывали женские клубы и устанавливали связи с женскими объединениями за пределами Афганистана. Вообще, СССР вложил в Афганистан огромные средства: мы строили там заводы, школы, больницы… Я была последним советником ЦК КПСС по работе с женской организацией, а всего нас за 10 лет было 5 человек. Моя предшественница и теперь подруга Галина Николаевна Галкина работала 2 срока. Именно она помогла мне освоиться быстрее в той обстановке: просто «километрами» писала мне письма туда и подробно расписывала, как, что и где делать. Я ей очень за это благодарна, потому что опыта массовой работы с женщинами у меня не было, а там — другой народ, нравы и, что немаловажно, языковой барьер.

— Вы совсем не знали местного языка?

— Сначала нет. Но мне в обязательном порядке требовалось усвоить минимум, необходимый для приветствия и небольшого диалога. Это восточная страна, где гостеприимство очень важно: при встрече надо поговорить сначала о здоровье, погоде, урожае… Быстро пришлось всё вызубрить и разговаривать на дари. А мои «подсоветные» любили беседовать со мной на русском. Но, конечно, у меня были и переводчики.

— Что поразило там более всего?

— Положение женщин в кишлаках, их безграмотность. Хотя девушки из богатых семей были образованными, знали языки, так как обучались и в СССР, и в других странах. Кстати, большинство из них и являлись моими «подсоветными», например, Анахита Ратебзад. Во время правления Кармаля считалась практически вторым лицом в стране. Она и руководство понимало, что без образования Афганистан никогда не станет на путь современного развития, поэтому и организовывали с нашей помощью женсоветы. Почему обратили внимание на образование женщины? Потому что считается, что всё лучшее, что человек в себе имеет, он получает именно от матери. А некоторые из них ходили с автоматом в руках и умели только воевать, как, к примеру, сменившая Анахиту Фируза, долгое время считавшаяся символом Афганской революции, но совершенно безграмотная. Хотя эта замена произошла на пленуме ничуть не просто и не тихо. Сторонники Анахиты вели себя весьма воинственно. Позднее Фирузу сменила профессор, писательница Масума Вардак.

— Чем же оправданны такие сложности в смене глав женского движения?

— Это зависело от руководства: Бабрак Кармаль считал, что раз СССР там присутствует, то и должен решать все их проблемы, а сменивший его Наджибулла, с каким мне довелось лично встречаться, думал по-другому: наша страна — наши проблемы, он бесконечно благодарил за помощь Союз, но всё равно придерживался мнения, что теперь надо самим всё решать, и стремился, чтобы женщины его страны освобождались от обычаев средневековья. Да и в нашей стране уже произошла перестройка. И мы, когда ехали туда, знали, что будем проводить политику национального примирения, убеждали своих «подсоветных»: помогли вам, теперь сами продолжайте. Эти женщины нужны и важны были: они грамотные, разумеется, знали язык, каноны религии, без чего там — не продержаться.

— Близко с кем-то из афганок дружили?

— Да, с главным врачом военного госпиталя в Кабуле Сухейлой Седдык. Это женщина-хирург, генерал медицинской службы, гордость Афганистана (госпиталь был нашим подшефным), а также Шафика Разменда, на плечах которой были основные проблемы женской организации.

Начальник Кабульского военного афганского госпиталя доктор Сухайла и советница Валентина Курлова.

НЕБО С ОВЧИНКУ

— Были моменты, когда жутко становилось?

— И не раз. Как-то попали под страшную бомбёжку во втором по величине городе страны Мазари-Шариф, чудом выжили. Ещё однажды просидели 3 дня в Кундузе, прилетел небольшой самолёт за 25 уголовниками для их отправки в Кабул. И мы, 2 русских и 2 афганки, решили стать им «попутчиками». Только в небе поняли, как это страшно. У преступников хоть руки и связаны, но они даже плечами нас запросто могли затолкать и устроить заваруху на борту. Риск был совершенно неоправданным. Мне тогда за это «влетело», так как была старшей в группе.

— Приходилось встречать знакомых, земляков?

— Да. И это удивительно. Например, в госпитале в Кабуле познакомилась с одним пациентом. Это был парень из Грязей по имени Андрей. Очень удивился, когда ему сказала, что из Липецка. Ещё встретила однокурсника Геннадия Козлова и одноклассника Валерия Булычёва, с каким расстались ещё у школьного порога. Он там работал инженером-теплотехником, теперь с ним видимся и как одноклассники, и как «афганцы».

— АЛЛО! ВАС БЕСПОКОИТ РАДИОСТАНЦИЯ «БИ-БИ-СИ»…

— Ни разу не возникала мысль: «Вот бы вернуться «за речку» и на всё посмотреть, помочь, если надо»?

— В принципе — нет. Но в 2015 году, при подготовке выборов президента Афганистана, вдруг раздался шокировавший меня звонок: «С Вами на проводе служба «Би-Би-Си» из Лондона». Это была журналистка, русская по происхождению, и рассказала: «Я была в Афганистане, встречалась с женщинами-активистками. Они Вас помнят и очень просят приехать для участия в проведении избирательной кампании». Такое предложение поступило и Галине Николаевне Галкиной. Значит, наше дело не прошло даром! Женщины не забыли о нашей совместной работе. Благие дела, я убеждена, всегда остаются на Земле, и о них помнят.

— Не было желания написать книгу о тех годах?

— Пока до этого «не созрела». Но мне подруга передала мои же письма к ней оттуда, какие представляют собой афганский дневник. Я так всё подробно расписывала и датировала, что, возможно, когда-нибудь они и помогут в написании воспоминаний…

За добросовестную работу В.И. Курлова была награждена орденом «Дружбы народов» и двумя афганскими медалями, а также памятной медалью Комитета советских женщин.

«Я ВОСХИЩАЮСЬ ГЕРОИЗМОМ ВАЛЕНТИНЫ»

— Аркадий Солодовников в книге «Страницы жизни» пишет: «Я восхищаюсь настоящим героизмом Валентины Ивановны, её смелостью…» Что он имел в виду?

— Наверно, мои регулярные выезды в провинции, которые «кишели» бандитами. Да и пленум по смене Анахиты — жуткая история: нас прятали, чтобы не застрелили её приверженцы…

— Борис Зумакулов в произведении «Командировка на войну» продолжил говорить о том же: «Г.Н. Галкина, как и В.И. Курлова, не унывали, летали на военных самолётах и вертолётах по всему Афганистану. Этих русских женщин любили, ценили, к их советам прислушивались…». Сейчас, если слышите слово «Афганистан», что в первую очередь приходит на ум?

— Это такое близкое моему сердцу…

Беседовала Марина ПЧЕЛЬНИКОВА.
Фото из архива В. Курловой.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
1 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
тамара
тамара
4 месяцев назад

Курлова Валентина Ивановна — Личность всесторонне образованная, необыкновенной эрудиции, обладает феноменальной памятью.Человек Долга и Чести, огромной силы воли, безкомпромисна к предательству, что стоило ей карьеры уже по возвращению в родную Липецкую область из Афганистана. Она никогда не шла против моральных принципов Во имя справедливости и достижения общей цели часто жертвовала личным благополучием. Ее благородство в трудных ситуациях вызывало восхищение — и ее сторонников и ее противников. Многие годы Валентина Ивановна руководила Липецкой областной женской организацией и сейчас в строю: активно участвует в работе областной женской организации, объединяет людей с непримиримыми политическими и жизненными позициями на благие дела, никогда не навязывает… Читать дальше »