История Общество

Прославленный хирург из Добринки оперировал при свете фар, спас обгоревшего малыша-китайца и был изобретателем

Читайте нас в

7 января исполнилось бы 90 лет нашему выдающемуся земляку, доктору медицинских наук, профессору Ивану Андреевичу КОМАРОВУ.

СТУДЕНТ-ОТЛИЧНИК

Знаменитый врач родился первенцем в Березнеговатке 7 января 1931-го (по документам — 10 числа) в семье Андрея Владимировича, местного жителя, и его супруги Евдокии Васильевны (родом из д. Наливкино). Комаровы потом переехали в Добринку, отец станет трудиться на железнодорожном переезде, мать — домохозяйка. Всего четверо мальчиков воспитали они. Старший был послушным и аккуратным, учился в школе очень хорошо. Рано научился трудиться вместе с ровесниками в поле.

В 1941-м грянула война, в Чуевской школе разместили эвакогоспиталь, и Ваня с другими ребятами ухаживал за бойцами. Имевший от природы хорошие вокальные данные, он выступал перед ранеными (голос, наверно, получил от матери, певшей в девичестве в церковном хоре Михайло-Архангельского храма с. Демшинка, позднее три его младших брата, близнецы Виктор и Владимир, а также Николай, блистали на сцене, исполняя популярные песни, последний и вовсе был актером театра оперы и балета г. Воронежа). Тогда же, в войну, вероятно, возникло у Ивана желание лечить людей. И позднее в одном из школьных сочинений он так и напишет: «Вернуть человеку здоровье — значит вернуть ему радость жизни. И я бы хотел это сделать».

По окончании школы, в 1948-м, Иван поступил на педиатрический факультет Воронежского мединститута, который окончил с отличием. Студенческая жизнь земляка была очень насыщенной. Он успевал и прекрасно учиться, и заниматься спортом, и создал в общежитии … оркестр струнных инструментов.

1965-й год. Зоя Ивановна с сыном Игорем.

ОПЕРАЦИИ ПРИ СВЕТЕ ФАР

На последних курсах И.А. Комаров отдал предпочтение хирургии, сделал более сотни успешных операций. Преподаватели, высоко ценя его профессионализм, предлагали отличнику остаться на кафедре хирургии в аспирантуре. Однако добринец решил ещё более набираться практического опыта. И в 1954-м уехал по направлению на край света, на Дальний Восток, в посёлок Тыгда Амурской области. Там за 4 года он прошёл путь от доктора райбольницы до её главного врача и затем начмеда. Зато какое это было время!

По словам его верной супруги и одноклассницы, педагога по образованию Зои Ивановны, уехавшей с ним туда, Комарову приходилось добираться к больным то верхом на лошади, то на моторной лодке, ведь район раскинулся на целых триста километров.

Профессор медицины Иван Андреевич Комаров с супругой Зоей Ивановной.

— Супруг сутками пропадал в больнице, командировки длились неделями. А нашей первой покупкой стала гитара, на какой Иван прекрасно исполнял романсы, — это слова Зои Ивановны об их жизни на Дальнем Востоке.
В крае развивались золотодобывающая и лесная промышленности, травмы возникали без конца, и молодому, но уже опытному специалисту, чтобы не терять драгоценного времени и спасти жизнь человеку, приходилось делать операции прямо на месте при свете фар или даже керосиновой лампы.

СПАС ОБГОРЕВШЕГО МАЛЫША-КИТАЙЦА

Многие сибиряки и приехавшие туда на работу благодарны добринцу за спасённые жизни. Но не только советским жителям, но и больным из соседнего Китая помогал Комаров. Об одной операции стоит рассказать отдельно. Учитывая то время и развитие медицины в глубинке, этот поступок Ивана Андреевича можно смело считать героическим, как и тех девчонок медсестёр-практиканток, какие поддержали своего наставника. Хотя сам доктор назвал операцию самой обыкновенной историей. Об этом сказано в статье газеты «Амурский комсомолец», вышедшей в 1958-м году. Она так и называется: «Обыкновенная история».

Февраль 1958-го. В китайской деревушке Синьцзян, что на берегу Амура, произошла трагедия: мама затопила печку и, выйдя на минутку на улицу за водой, оставила 4-летнего непоседливого сына Мэн Сяньго одного. Он близко подошёл к огню, открыл топку, вывалился пламенеющий уголь, загорелась одежда. Ребёнок буквально вспыхнул. В тот момент забежавший в дом дед малыша схватил его, туша огонь. Но картина, что увидел на теле ребёнка, просто ужаснула старика.

— У меня тогда обгорели лицо, плечо, рука, — рассказывает о той истории теперь уже 66-летний успешный фермер, глава семьи Мэн Сяньго, у которого взрослая дочь и маленькая внучка. — От жуткой боли я потерял сознание.

У его родственников в тот роковой момент вопроса не стояло, куда бежать за помощью, — только в СССР. До своей больницы им более двух суток потребовалось бы на дорогу, а тут на другой берег Амура по льду перемахнули, и — советская больница. Почти полтора месяца ребёнок сначала пролежал в двух прибрежных больницах, потом его направили в Тыгдинскую районную больницу.

«ВОЗЬМИТЕ МОЮ КОЖУ…»

«Срочно нужна пересадка кожи!» — увидев ребёнка, подумал хирург И.А. Комаров. (Такие операции и сейчас, по словам добринских хирургов, к каким автор этих строк обратилась за консультацией, делают в ожоговых центрах).

Добринца сама операция в тот момент не сильно волновала. Знал, что справится. «Нужны доноры», — сидело в его голове. У Ивана Андреевича в помощницах две практикантки-студентки, обе Валечки. В первые минуты доктор засомневался на их счёт: «На вид маменькины дочки, откажутся, скорее всего». Однако 21-летняя Валя Дорошкина, худенькая девушка из многодетной семьи, согласилась. И, то ли себя, то ли подругу, 17-летнюю Валю Филатову, с доктором тогда во время операции уговаривала: «Честное комсомольское, не больно!».

Хирург сделал всего лишь обезболивающий укол и начал снимать крошечные кусочки кожи с бедра В. Дорошкиной. Их, 94 участка кожи размером 0,3 на 0,4 см, Комаров пересадил на руку и плечо мальчишке. Валя Филатова помогала доктору, переживала, охала, а потом стала донором для лица пострадавшего (56 участков).

И, хоть первая и говорила, что ей не больно, конечно, боль она испытывала большую. Рана, как потом говорили родственники медсестры, долго заживала, а на её ноге так и остался шрам на всю жизнь. Зато как радовались девчонки, когда их спасённый пациент пошёл на поправку. (Только вот самим медсестричкам долгий путь Господь не отмерил: Валя Дорошкина умерла всего через 6 лет после этой истории. Валя Филатова тоже погибла рано: её убило молнией. Став взрослым, благодарный китаец нашёл родственников своих спасительниц).

МЕЧТАЛ ЛЕЧИТЬ И ПРЕПОДАВАТЬ

В Тыгде И.А. Комаров успевал вести общественную работу: его, уважаемого всеми жителями врача, избрали в районный Совет депутатов. Одновременно доктор занимался и наукой. Написал кандидатскую диссертацию на тему травматизма и прошёл по конкурсу в клиническую ординатуру института грудной хирургии Академии медицинских наук СССР. Семья переехала в столицу.

Тут он стал лучшим учеником у директора Института (сейчас — Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева), профессора Сергея Алексеевича Колесникова (внес большой вклад в проблему хирургического лечения приобретенных пороков сердца, выполнил серию первых в стране операций, при нём началось становление хирургии «открытого» сердца). Директор в одной из характеристик для предоставления в АМН СССР высоко ценит труд нашего земляка. По воспоминаниям вдовы доктора Комарова, С.А. Колесников говорил, что у него много диссертантов, однако под №1 он всё же ставит Ивана Андреевича. Колесников предлагал остаться работать Комарову в Кремлёвской больнице, но тот отказался.

— Он всё время мечтал преподавать в вузе, хотел передать как можно больше знаний молодым коллегам, — говорила Зоя Ивановна о муже.

Характеристика, написанная директором Института сердечно-сосудистых заболеваний имени А.Н. Бакулева, профессором С.А. Колесниковым

ДОКТОР — ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

Иван Андреевич не только научил огромную плеяду врачей, но и сам оставался практикующим хирургом, пользовался огромным авторитетом среди коллег, студентов и, конечно, пациентов. С ноября 1967-го И.А. Комаров стал преподавать в Калининском мединституте (ныне Тверская медицинская академия). С 1969-го был завкафедрой хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов.

31 мая 1968-го И.А. Комаров защитил докторскую диссертацию, 31 декабря 1969-го решением Высшей аттестационной комиссии ему было присвоено учёное звание профессора по кафедре «Хирургия». Он подготовил трёх докторов наук и более десятка кандидатов наук.

И.А. Комаров был специалистом в области общей хирургии, методов лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, патологии сосудов, методики хирургии вен нижних конечностей.

Жаль, что в одной газетной статье невозможно описать тот вклад в медицину, что совершил наш земляк. Он постоянно занимался научной деятельностью, написал около 200 научных статей, многие из них переведены на иностранные языки. Мы, люди далёкие от медицины, доверяем жизнь своим докторам-спасителям и в острые моменты вряд ли вздумаем спросить своего хирурга, кто этот прибор изобрёл, а кто тот?

Так вот, работая в операционной, прославленный доктор-земляк постоянно стремился к тому, чтобы усовершенствовать собственный труд и помочь коллегам. Например, в 1982-м как автор получил свидетельство в Госкомитете СССР по делам изобретений и открытий на изобретение «зажим». До того, в 1977, ему вручили удостоверение за рацпредложение — «венэстрактор». Вообще, И.А. Комаров получил около 80 удостоверений за рацпредложения, 8 патентов и свидетельств на изобретения. В 1991-м профессор стал участником ВДНХ, получив удостоверение «Инноватор-91».

Свидетельства на изобретения Комарова — «зажим» и «венэстрактор».

Заслуги известного земляка и его самоотверженный труд отмечены многочисленными грамотами Министерства здравоохранения и наградами, среди которых значки «Отличник здравоохранения», «Изобретатель СССР», медаль «За доблестный труд», ордена «Знак почёта» и «Дружбы народов».

«СЫНОВЬЯ ЕГО ОБОЖАЛИ»

Вместе с супругой профессор медицины воспитал двух сыновей — Игоря и Андрея. Оба стали последователями отца. Как и Иван Андреевич, они врачи-профессионалы. Один выучился на хирурга, другой — на педиатра. Старший — кандидат медицинских наук, преподаёт в том же вузе, что и И.А. Комаров когда-то.

Зоя Ивановна в одном из писем на малую родину говорила о супруге как о прекрасном человеке: «Он был внимательным, заботливым, чутким, любящим, добрым человеком. Мы с ним прожили 41 год 3 месяца 17 дней и ни разу не поссорились. Сыновья его обожали. Он лечил соседей, моих многочисленных подруг и членов их семей, профессоров академии. У Ивана был большой друг Олег Филатов, который после смерти Ивана Андреевича сказал мне, что теперь лечиться ему не у кого, так как признавал только авторитет друга».

8 ноября 1995-го доктор Комаров пришёл на своё рабочее место, в хирургическую палату, но почувствовал себя плохо. Он столько лет стоял у этого операционного стола, спасая жизни людей, до последнего делал сложные операции. Сам же на этом столе оказался бессилен перед смертью…

Марина ПЧЕЛЬНИКОВА.
Фото и документы — из архива семьи Комаровых.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments