ПО РОДНОМУ КРАЮ НА ВЕЛОСИПЕДЕ
Свой новый проект журналисты газеты «Добринские вести» посвятили изучению достопримечательностей и истории родного края с помощью велосипедных прогулок.
Оказывается, совсем не обязательно уезжать из дома за тысячи километров (да и не у всех есть материальная возможность для этого), чтобы сменить обстановку, встретить интересных людей и получить массу новых впечатлений. Все это может дать местный туризм.
Разработать маршруты велосипедных туристических поездок нам помог наш коллега-журналист, известный в районе краевед Валерий Николаевич Волокитин – большой любитель природы, исколесивший на своем велосипеде почти весь район. Он же взялся быть экскурсоводом.
Как всегда, наш проект открытый, присоединиться к нему могут все желающие. Для этого нужно лишь иметь велосипед (не важно, какой, лишь бы был на ходу) и желание провести несколько часов с пользой для здоровья и своего кругозора. Поэтому вместе с нами созерцать родные просторы отправились дети наших сотрудников и некоторые читатели.
Этот материал — своеобразный путеводитель для тех, кто захочет с семей или друзьями совершить увлекательную велопрогулку по Добринскому району.
Итак, туристический веломаршрут № 1. Стартуем от редакции «Добринских вестей». Конечный пункт поездки – с. Сафоново.
ОНИ ПЕРЕЖИЛИ ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД
Конец августа выдался дождливым, с переменчивой погодой. Поэтому до последнего не были уверены – состоится ли в назначенный день наша поездка. А потом решили не откладывать и ехать при любой погоде. И природа словно откликнулась на наше желание: выглянувшее после обеда солнышко окончательно разогнало облака. Так что отъезжали мы от редакции в хорошем настроении, правда, предусмотрительно захватив с собой теплые вещи – дорога-то дальняя.
Несколько минут малокомфортной езды по улице Октябрьской (слишком велик здесь поток автомобилей) и мы выезжаем за поселок на дорогу, ведущую к телевышке. Здесь велосипедисты чувствуют себя вольготнее – машины встречаются редко, а нашему взору открывается замечательный вид: луга и лесопосадки. Привычный ландшафт, когда его видишь не через окно мчащегося на большой скорости автомобиля, а всего в нескольких метрах от себя, приобретает особую прелесть и красоту.
Первая остановка сразу за телевышкой у памятного знака, обозначающего охраняемые места природы. Валерий Николаевич коротко (времени у нас не так уж и много, а впереди еще столько интересного) рассказывает, почему неприметное с виду болотистое место взято под охрану государства. Оказывается, это – часть солонцовой степи, оставшаяся со времен ледникового периода. Здесь за тысячелетия сформировался тонкий плодородный слой – гумус, где до наших дней сохранились реликтовые растения, занесенные в Красную книгу: кермек, дикорастущие астры, лук раскидистый, брандушка, один из видов подорожника (больше в области они нигде не растет) и другие. К сожалению, такой же участок солонцовой степи с другой стороны дороги был несколько лет распахан и брошен. «Предприимчивый» земледелец, сделавший это, вскоре понял, что почва совсем неплодородна, но вред природе уже был нанесен…
КОГДА-ТО БЫЛИ ЖИГУЛИ
Через пару километров новая остановка: д. Наливкино (больше известная нам по другому названию – Жигули). В.Н. Волокитин поясняет, что здесь было когда-то более десятка селений – хуторов, образовавшихся в результате столыпинской реформы, когда выделялась земля и на нее переселялись крестьяне из других мест. Сюда переехали выходцы из д. Наливкино нынешнего Демшинского сельсовета. При советской власти все находившиеся поблизости деревушки получили общее название: Чуевы Отруба. Позже, образованное здесь отделение совхоза «Кооператор» назвали Жигулевским.
Жигули в свое время были известны лучшей в районе начальной школой, которую бессменно в течение нескольких десятилетий (с 1957 года и до своего выхода на пенсию) возглавляла заслуженный учитель Мария Петровна Буданцева.
ЗДЕСЬ ДУША ОТДЫХАЕТ
А мы сворачиваем с асфальтовой дороги на грунтовую, накатанную тяжелоколесной сельхозтехникой. Едем в д. Никанорово.
На самом краю деревни, когда-то большой и густонаселенной, а нынче полузаброшенной, стоит ухоженный, свежевыбеленный дом пенсионеров Коровиных. На зов к нам вышел хозяин Александр Иванович.
— Живем здесь с супругой Ниной Яковлевной всю жизнь, — рассказывает о себе словоохотливый пенсионер. — Вырастили пятерых детей, всех отправили в большую жизнь. Но сами покидать насиженное место не собираемся. У нас здесь хорошо.
У Коровиных, по их словам, есть все, что нужно для жизни: небольшое хозяйство, огород (его помогают обрабатывать дети), трижды в неделю в деревушку приезжает автолавка. Сотовый телефон помогает поддерживать связь с родными. Хотя почти напротив их дома стоит таксофон (мы проверяли – работающий), так странно смотрящийся на улице почти вымершей деревни (потом мы увидим еще не один из них там, где, казалось бы, и звонить по нему некому).
Об одном жалеет Александр Иванович: пришлось отказаться от районной газеты, которую всю жизнь читал, – носить некому, почтальон доставляет только пенсию.
Единственная улица д. Никанорово называется Тихая — это тот редкий случай, когда название полностью соответствует действительности. Ни шума машин (проезжая дорога в трехстах метрах от деревни), ни гула людских голосов (обитаемые дома стоят друг от друга достаточно далеко), лишь собачий лай, да квохтанье кур. Мечта для тех, кто любит уединение и тишину. Наверное, именно это желание – уйти подальше от шума и суеты на лоно природы сподвигло коренного липчанина Вячеслава Владимировича Злобина приехать на родину своих предков.
— Жена осталась в городе, — рассказывает собеседник, — приезжает сюда на выходные, а я с весны и до поздней осени живу в Никанорово, работаю на огороде, ухаживаю за домом. Мне здесь нравится.
Вячеслав Владимирович, похоже, все-таки соскучившийся по общению, поделился семейным преданием. По его словам, название деревни произошло от имени его прапрадеда – Никанора. В подтверждение своих слов он даже показал нам генеалогическое дерево, которое сам составил, опросив многочисленных родственников. Не знаем, насколько это соответствует действительности, но, по крайней мере, версия такая есть.
На другом краю деревни стоит еще один жилой дом. На подворье мычат коровы, дает о себе знать многочисленная домашняя птица. Сергей Лесных живет здесь вместе с родителями своим хозяйством, которое его и кормит, и помогает заработать. Молодой человек, судя по всему, своей жизнью вполне доволен и уезжать отсюда никуда не намерен.
Словом, если кто-то еще сомневается можно ли прожить без сетевых магазинов и прочих благ цивилизации – милости просим в Никанорово. Здесь мало что изменилось за последние десятилетия в укладе жизни селян: натуральное хозяйство, печное отопление, вода – из колодца во дворе. А еще пустые дома, заросли деревьев и кустарников облюбовала для себя дикая живность: зайцы, лисы, хори, куницы… Всем места хватает.
Но в целом, обитатели Никанорово правы: душа в их деревне отдыхает.
НА ПРУД… ПОПИТЬ ЧАЙКУ
Следующую остановку, чтобы немного отдохнуть, решили сделать на берегу Салопановского пруда. Надо сказать, излюбленное место летнего отдыха добринцев нас не порадовало. Мы даже высказали сожаление, что не захватили с собой пакеты, чтобы убрать мусор за теми, кто отдыхал перед нами.
Удобно расположившись за столиком под «грибком», мы попили горячего чаю из термоса с пирожками (их для нас испекли работники кафе «Молодежное», за что говорим большое спасибо и поварам, и директору кафе Тамаре Степановне Долматовой).
Подкрепившись, решаем немного изменить намеченный заранее маршрут, чтобы посетить страусиную ферму «ЗАМ-ЗАМ» в п. Кооператор. И оно того стоило.
Птичницы Рита Богомазова и Татьяна Пеленицина встретили нас тепло. Провели по вольерам, познакомили с их обитателями. Тут вам и страусы, и фазаны, и павлины. Отдельно в клетках содержатся породистые кролики… Словом, посмотреть есть на что. Нам даже показали страусиное яйцо, которым, по словам птичниц, можно накормить не меньше 12 человек сразу.
ЕДА ПОД НОГАМИ
После страусиной фермы направляемся к конечному пункту нашего путешествия – с. Сафоново, где недалеко от разрушенного здания Покровского храма водятся (да-да!) самые настоящие виноградные улитки, которых можно есть.
Искать экзотических обитателей долго не пришлось. Они лежали и ползали прямо под ногами.
В 60-е годы прошлого века местная жительница Антонина Яковлевна Самусева отдыхала в Курской области, где в изобилии водились эти самые улитки. По словам старожилов, еще в дореволюционные годы крестьяне специально разводили их для продажи за границу и имели неплохой доход. Попробовала сама – вкусно, и решила привезти в баночке диковинных для наших мест улиток в Сафоново, где они за несколько десятилетий очень сильно расплодились. Не знаем, едят ли их селяне, но вред для своих огородов от маленьких существ в ракушках они уже ощутили.
ПЕРЕЖИЛ ВСЕ БУРИ И УСТОЯЛ
Заинтересовал нас и Покровский храм. Разрушенный много лет назад, он и сейчас остается почитаемой святыней. Иконы на окнах, свечи, цветы – все говорит о том, что сюда по-прежнему заходят люди.
Журналист Вячеслав Искорнев, изучавший историю храмов Добринского района, рассказал, что построенный в 1848 году, Покровский храм с. Сафоново был закрыт в середине 30-х годов 20 века. А его священник протоиерей Александр Покровский был осужден на 10 лет за «контрреволюционную деятельность». Церковь приспособили сначала для хранения зерна, потом здесь складировали ядохимикаты.
Несмотря на все старания времени и людей разрушить храм, он все-таки устоял: стены еще достаточно крепки, а кое-где даже сохранились фрески с ликами святых.
ДО ГРАНИЦЫ — РУКОЙ ПОДАТЬ
Село Сафоново было образовано в 18-м веке и сначала называлось Сибирка. В 1862 году здесь было 32 двора и 367 жителей. Сегодня, 155 лет спустя, сохранился всего один жилой дом.
— Когда-то здесь проходил большак, — рассказывает В.Н. Волокитин, — через который из приволжских степей гнали огромные гурты скота из Царицына в Москву.
В.К. Искорнев добавляет:
— За речкой Чамлык, что протекает через Сафоново, начинается уже Тамбовская область. Именно с той стороны, из с. Казаки двигалась в наш район известная банда Васьки Карася.
Осматривая окрестности, а они здесь, действительно, весьма живописны, мы случайно наткнулись в зарослях высокой травы на мраморный памятник. С трудом прочитали первые строки надписи на нем: «Усманский купец Дубиков Африкан Саввич». Дальше ничего разобрать было нельзя.
Зато надпись на постаменте надгробия (оно лежал рядышком) была совсем не повреждена: «Доброму мужу от благодарной жены». Еще подумали, каким же нужно было быть мужем и отцом семейства, чтобы заслужить такую эпитафию после смерти.
Но как это надгробие, которое из-за тяжести сдвинуть с места человеку практически невозможно, оказалось на вершине холма заброшенного села? Разгадать загадку нам помог В.К. Искорнев.
В 30-е годы директор семилетней Сафоновской школы Григорий Родионович Шиперин задумал установить рядом со школой бюст Ленина. Для этого нужен был внушительный пьедестал. Вот и привез откуда-то подходящий, по его мнению, материл – дорогое надгробие с чужой могилы. Точнее, изначально было даже два памятника (один позже куда-то делся). Начали старательно вытравлять надпись с него, но так ничего и не получилось – слишком качественной оказалась работа гравировщика, а, может, высшие силы не позволили. В результате памятник Ленину не установили, а купеческое надгробие так и осталось лежать у школы.
Позже, уже в пореформенные 90-е годы, один из местных фермеров перевез его в Сафоново — хотел приспособить для хозяйственных нужд – выпрямлять на нем бороны и лапки культиватора. Но дело не заладилось. Так и остался памятник на этом холме…
Ну а мы решили завершить свою экскурсию на границе двух областей. Конечно, это уже не тот большак, что был когда-то, но тем не менее по этой дороге и сегодня жители близлежащих сел ездят на Тамбовщину, чаще всего на рынок в Мордово или в Стрельцы, которые являются своеобразным побратимом Чуевки. Оба села когда-то основали выходцы из г. Козлова и родственные связи их потомков пока не прервались.
Собираясь обратно, отметили, насколько живописны здесь места, а пологие склоны и пригорки отлично подошли бы для лыжных прогулок зимой. Возможно, кто-то захочет воспользоваться и этим нашим советом.
|
Спасибо организаторам за такие экскурсии по родным местам, молодцы.
Грустно читать, что в 1862 году было 32 двора и 367 жителей, а 155 лет спустя, сохранился один дом.
Но, к счастью, прекрасная природа этих мест осталась и земля- то наша Российская, Чернозёмная!