Его талантом в свое время восхищались далеко за пределами нашего района. А уж сколько оваций срывал он на родной сцене! Неунывающему артисту, всегда имеющему при себе немало интересных историй из жизни, в августе прошлого года исполнилось 70 лет. Хотя тут есть оговорка. Владимир Аносов родился в 1947 году, появился на свет слабеньким. А год выдался голодным. Родители опасались, что он не выживет, поэтому регистрировать его в ЗАГСе не спешили. И сделали это только в 1948 году…
Урок танца
В молодости я страстно захотел научиться танцевать кадриль. И это желание крепло всякий раз, когда бывал на концертах художественной самодеятельности с участием коллектива Владимира Аносова. Шел домой, напевая: «Когда-то россияне, Ванюши, Тани, Мани, танцуя на гулянье, открыли новый стиль…» А ноги сами пытались повторить те притопы, дроби, присядки, которые видел на сцене.
То же самое, наверно, творилось и в сердцах других зрителей.
Участвуя в народном театре, я довольно часто встречался в Доме культуры с Владимиром Аносовым, который, будучи на должности балетмейстера, репетировал со своими парнями и девушками то на сцене, то в фойе.
Улучшив момент, когда танцевальная группа уже разошлась, а Аносов по какой-то причине задержался, я подошел к нему и попросил научить меня танцевать. Он окинул мою фигуру оценивающим взглядом и изрек: «Для сцены тяжеловат. А для себя танцевать – похвально. Для начала научись делать вот это…». И далее последовал ряд движений, которые заворожили меня своей красотой. Попросил исполнить то же самое медленно, чтобы можно было каждое движения зарисовать, на что услышал: учись танцевать, чтобы ноги сами все делали без участия твоего сознания. Танец – это страсть, которая идет из глубины души. Тело должно само рисовать музыку. Танцевать надо душой.
Случай в Виннице
Владимира Аносова, как мне казалось, интересовало только танцевальное искусство. Так я считал, пока я не увидел его в отрывке из оперетты «Вольный ветер». В образах Фомы и Филиппа предстали Владимир Аносов и Александр Ходыкин. Свои партии оба исполнили превосходно.
Во всем, что касается песенного репертуара, Владимир был своего рода ходячей энциклопедией, и когда возникал спор по поводу текста той или иной песни, обращались за подсказкой к нему.
А еще вспоминается анекдотический случай. В 70-е годы прошлого столетия для укрепления дружбы с Украиной в Бершадский район Винницкой области отправилась добринская делегация, в состав которой входила большая группа самодеятельных артистов. Промежуточным пунктом стала Винница, в которой мы провели целый день. И чтобы не терять времени даром, в местном Доме культуры устроили репетицию. Хор, как мне казалось, исполнял свои номера безукоризненно. Но чуткое ухо его руководителя Георгия Михайловича Асламова уловило что-то новое в стройном пении. Раздвинув ряды самодеятельных артистов, Георгий Михайлович вытащил спрятавшегося за их спинами Владимира Аносова, который решил спеть вместе с другими инкогнито. Это была одна из его своеобразных шуток, поднимавших в дороге настроение самодеятельным артистам.
Ну, а сам отчетный концерт для побратимов из Бершадского района прошел на высшем уровне. Выступление танцоров потрясло зрителей, раз за разом вызывавших их на сцену возгласами «бис!»
Подняли киномеханика среди ночи
Если верить молве, плясать Владимир начал почти сразу же, как стал ходить. Старшая сестра Шура играла ему на губах, а он выбрасывал коленца. А первоклассником уже выступал на сцене. Через несколько лет без его участия не обходился уже ни один концерт.
В 1964 году на областном смотре художественной самодеятельности добринская танцевальная группа, в которую входил Владимир Аносов, завоевала первое место среди сельских коллективов и вместе с Усманским хором получила право участвовать во Всероссийском смотре в Ростове-на-Дону.
Там самодеятельные артисты выступили блестяще. Их показали по центральному телевидению. А еще включили сюжет в киножурнал и демонстрировали на экранах страны.
Георгий Михайлович Асламов вспоминает:
«Сойдя с поезда и узнав, что стали всероссийскими знаменитостями, мы отправились домой к киномеханику, подняли его среди ночи и уговорили пойти в Дом культуры показать киножурнал, который посмотрели несколько раз. Глаза наши светились от радости».
А для Владимира Аносова та поездка изменила всю жизнь. Помогавший готовить танцоров к выступлению в Ростове-на-Дону Заслуженный работник культуры СССР Григорий Иванович Галкин приметил его и пригласил в Липецк. Договорились, что Владимир поступит в ПТУ и продолжит репетиции под руководством опытных наставников.
Был знаком с Пугачевой
Мы сидим на крылечке Володиного дома, и Аносов вспоминает памятные моменты своей жизни. Настоящим профессионалом, как считает, стал в армии, во время службы в ансамбле песни и пляски в городе Архангельске.
Где только ни был с этим ансамблем. Пожалуй, самой дальней точкой стал остров Хоккайдо в Японии.
«Нам сказали, что едем дружбу укреплять, и вести себя надо достойно. Для надежности сотрудника КГБ прикрепили. Так что видели Японию только из окна», – рассказывает Владимир. И продолжает:
«Еще в Монголии были. Там тоже дружбу крепили. А с Болгарией ее без нас укрепили, и самодеятельных артистов особо не опекали. Ох, и повеселились мы там. Три дня пели и плясали».
«А какие песни пели?», – спрашиваю у собеседника.
«Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех!» – весело восклицает он.
На вопрос, где еще был, чертит глобус и обводит его рукой. Полмира объехал.
После службы в армии – работа в Липецкой филармонии, где в это время начинала свою карьеру Алла Пугачева.
– Примадонна тогда ничем не выделялась среди других артистов, – говорит Аносов.
Оттуда перешел в популярный липецкий ансамбль «Казаки России».
Когда поступило приглашении на должность балетмейстера в Добринку — согласился. Ему пообещали квартиру, должность балетмейстера в районном Доме культуры. Перспективы открывались заманчивые.
Эффект летящего сапога
В памяти оживает картина. Концерт в Добринском Доме культуры. Ведущий объявляет танец «Мужичья радость», и на сцену из-за кулис выходят четверо парней в образах крестьян. Поход на ярмарку для них был не совсем удачным. Хомут купили, баранки купили, а обуть всех в новенькие сапоги не удалось. Денег хватило только на одну пару. Решили отдать ее тому из четверых, кому подойдет.
Один попробовал одеть – не лезут. А парень уверяет – как раз. И чтобы доказать это, пускается в пляс, который кончается конфузом.
Стал другой сапоги примерять – велики. Но и он в этом не признается. Тоже пускается в пляс. Танцует лихо. Вприсядку. С выбросом ног. И… во время одного из выбросов слишком большой для него сапог срывается и летит прямо к зрителям. Зал взрывается хохотом.
Весь сюжет танца пересказывать не буду. Скажу лишь, что он изобиловал шутками и стал для зрителей одним из самых любимых.
А сочинил сюжет… добринский балетмейстер Владимир Аносов. В этом танце – весь он с его любовью к юмору, с творческим подходом к работе балетмейстера.
Невозможно перечислить все сочиненные им искрометные номера.
По разному сложилась жизнь у тех, кто помогал ему воплощать в жизнь задумки. Анатолий Минеев, Виктор Тархов, Алексей Егоров, Александр Ходыкин, сестры Дулины, Надежда Лунева, Зоя Беляева и еще многие другие участники танцевальной группы. Это им вместе с Владимиром Аносовым аплодировал зал, не желая отпускать со сцены. Самим самодеятельным артистам танцы дарили ощущение красоты своего тела, легкость движений, бодрость, оптимизм, светлое восприятие окружающего мира.
Вячеслав Искорнев.