История Общество

«Я узнал себя на фотографии. Это было 90 лет назад…»

Читайте нас в

104-летний ветеран запечатлен на снимке добринского духового оркестра 30-х годов

ЗНАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА

Честно говоря, публикуя эту фотографию с обращением к добринцам откликнуться, если узнают на ней своих родственников (дедушек и прадедушек), мы мало верили в удачу: ведь изображенным на ней мальчишкам должно быть уже более ста лет. Вряд ли их дети, внуки или правнуки помнят своего предка подростком. (Если вы не читали материал, который мы публиковали ранее, советуем это сделать, вот ссылка — https://dobvesti.ru/ej-trubach-vozmi-povyshe-notu.html)

И уж тем более мы не ожидали, что, прочитав статью в районной газете, на нее откликнется … один из героев фотоснимка! В юном музыканте (крайний слева в нижнем ряду) себя узнал ветеран Великой Отечественной войны, старейший житель района Виктор Михайлович Морозов.

Благодаря внимательности, с которой ветеран Виктор Михайлович Морозов читает «Добринские вести», нам удалось заполнить еще одну белую страницу в истории района. В свои 104 года Виктор Михайлович на удивление хорошо помнит все, что происходило в далекие довоенные годы, которые считает самыми счастливыми в своей жизни. А еще он один из первых прочитал книгу, выпущенную к юбилею «Добринских вестей».

— Примерно такой же снимок, сделанный, может быть, двумя годами позже, был в нашем семейном альбоме, — рассказывает позвонившая в редакцию дочь ветерана Татьяна Викторовна. — Поэтому папа сразу узнал эту фотографию. К сожалению, он затрудняется назвать имена всех своих товарищей по оркестру, лишь некоторые фамилии: Засыпкин, Иноземцев, Горбачев, барабанщики Потемкин и Лысенко. Но вот руководителя Алексея Берко помнит отлично. На снимке он во втором ряду сидит слева четвертый с трубой на коленях.

— Мы, мальчишки, просто обожали Алексея Григорьевича, которому тогда было чуть больше двадцати, — говорит о своем наставнике Виктор Михайлович. — Замечательный человек, много сделавший для добринской детворы в 30-е годы…

САМОВАР, ГРАММОФОН, ГОРОДКИ…

Так, опубликованная в газете старая фотография стала еще одним поводом вспомнить былое. Предлагаем и вам, уважаемые читатели, окунуться в атмосферу довоенной Добринки. Тем более что о событиях рассказывает их очевидец и непосредственный участник.

… Морозовы жили на улице Советской (она и сейчас носит это название), за железнодорожным переездом. Их дом стоял на повороте, в сторону нынешнего чамлычовского магазина, слева, третьим от края. В семье было восемь детей: пятеро братьев и три сестры. Воспоминания Виктора Михайловича о детстве полны ощущения бесконечного счастья.

Довоенный снимок, на котором Виктору Михайловичу примерно 16 лет (он стоит крайний справа, рядом с ним брат Алексей). Сидят мама Ксения Егоровна с дочерью Клавдией. Еще одна дочь — Зинаида стоит за мамой.

— Так получилось, что и мы, и соседи жили довольно неплохо, никто не бедствовал, — рассказывает ветеран. — Отец Михаил Григорьевич работал весовщиком на железнодорожной станции (забегая вперед, скажем, что умер он рано, в 1935 году, похоронен на Чуевском кладбище, правда, где именно, уже никто не может сказать — прим. ред.). Старшие братья тоже трудились — денег семье хватало. Наш дом утопал в цветах, повсюду были клумбы. Мама очень их любила, выписывала семена из Тамбова. Отдыхали тоже красиво. По воскресеньям соседи собирались у какого-нибудь двора за большим самоваром, заводили граммофон. Ехавшие мимо подводы из Талицкого на базар в Добринку даже останавливались, чтобы посмотреть на нас. Мужчины часто затевали игру в городки. А мы, мальчишки, подносили им разлетавшиеся в разные стороны палки.

Фотография сделана уже после войны в г. Фрунзе, куда перебралась семья Морозовых. Виктор сидит внизу крайний слева.

По словам старожила, развлечений у чамлычовской детворы было немало, и порой весьма рискованных. Благодаря нашей болотистой местности за домами на той же Советской, особенно весной, разливалось настоящее озеро. Ребятня делала плоты (иногда это был перевернутый старый шкаф) и плавала на них, как по морю.
Взрослые ходили на болото стрелять уток и журавлей, которых в наших местах тогда было видимо-невидимо.

У МАЛЬЧИШЕК ПОЯВИЛСЯ СВОЙ КУМИР

Виктор учился в семилетней школе, когда в конце 20-х годов в нашем поселке появился Алексей Берко. Молодой паренек, уроженец Харьковской области, был направлен на работу в Добринский Дом культуры. Первым делом создал духовой оркестр. Собрал мальчишек с музыкальным слухом, научил их нотной грамоте. И вскоре их коллектив, единственный в районе, стал неимоверно популярным.

Их приглашали на выпускные вечера, свадьбы и похороны. По выходным играли на танцплощадке (она тогда была в скверике, напротив ж/д вокзала, где позже построили Дом быта), за что мальчишкам разрешали бесплатно ходить в кино. Денежный вопрос, кстати, тогда мало волновал подростков. Когда Алексей Григорьевич после какого-нибудь платного выступления выдавал каждому немного денег, искренне удивлялись: зачем?

Ведь играть в оркестре — для них уже был праздник и награда.
С улыбкой ветеран вспоминает, как их коллектив выезжал «на гастроли» в соседние, а иногда и отдаленные села. Однажды сплавлялись на лодке по реке Плавутке вместе с музыкальными инструментами, когда их пригласили на колхозный праздник в Тихвинский сельсовет.

Забавная история произошла в Каверино. Оркестр был приглашен на похороны какого-то важного человека. Местным жителям настолько понравилась их игра, что они уговорили ребят и руководителя после поминок поиграть уже для народа. Танцы под духовой оркестр у каверинцев затянулись на всю ночь… Обратно музыкантов отправили утром на трех подводах, дав им с собой за работу несколько ведер молока.

Благодаря Алексею Берко в Добринке появился не только духовой оркестр, но и юношеская футбольная команда. Ее костяк составляли те же ребята из оркестра.

Алексей Берко, по сути сам еще мальчишка, вместе с ними увлеченно гонял мяч на стадионе, который тогда располагался между Добринкой и Терпигорево, с правой стороны железной дороги. Команда даже добилась неплохих успехов: ездила играть в Грязи, Усмань, Жердевку, Борисоглебск…

Несомненно, личность этого человека сыграла положительную роль в становлении многих подростков нашего поселка, с кем свела его судьба. Достаточно сказать, что 90 лет спустя один из воспитанников Алексея Григорьевича, прошедший через многие испытания, и сегодня с благодарностью вспоминает его.

БЕРКО НА ВОЙНЕ БЫЛ ГЕРОЕМ

В 1939-ом году Виктора Морозова призвали в армию. По его словам, Алексей Григорьевич уехал из Добринки еще до войны. Прошедшую в печати информацию о том, что Берко возвращался в Добринку с фронта, наш собеседник не подтвердил. О дальнейшей судьбе руководителя добринского оркестра нам удалось узнать с помощью сайта «Подвиг народа».

Алексей Григорьевич Берко был призван в армию в июне 1941 года в возрасте 33-х лет. На фронте проявил себя смелым, решительным бойцом (не зря для добринских мальчишек он был примером во всем). Награждался медалями «За оборону Кавказа» и «За боевые заслуги», уже в 1945 году получил орден Красной Звезды.

Из наградных документов: «Красноармеец Берко Алексей Григорьевич участвовал в Отечественной войне с 23 июня 1941 года. Находясь в 9-й Горно-стрелковой дивизии в 232-м ОБС в должности телефониста, в боях по освобождению Кубани он показал себя как честного, дисциплинированного и смелого бойца. Связь на его участке всегда работала бесперебойно, за что имеет от командования благодарности.

6 июня 1943 года был ранен, после чего по приказанию комдива переведен в музвзвод 9-ой Краснодарской Пластунской дивизии…». Судя по дате последнего награждения (это было уже после объявления Победы), А.Г. Берко вернулся с войны живым в отличие от многих своих воспитанников.

ПЯТЬ БРАТЬЕВ — ПЯТЬ ПОХОРОНОК

Когда смотришь на фотографию юных музыкантов 30-х годов, понимаешь, что не всем им было суждено жить долго и счастливо. Им, двадцатилетним, выпала тяжелая доля — защищать свою Родину от иноземного нашествия.

У Морозовых воевали все пятеро братьев. И на всех мать Ксения Егоровна получила похоронки. Всех мысленно похоронила и оплакала: Сашу, Костю, Лешу, Колю, Витю. Но трое сыновей все же вернулись после Победы домой. Не дождалась мать Александра и Николая.

Младшему из сыновей, Виктору, уцелеть удалось только чудом. После срочной службы он поехал поступать в военное училище. О том, что началась война, узнал на вокзале, когда с друзьями ждал поезд на Свердловск. Три месяца учебы — и в Москву, а оттуда — на смоленское направление.

Немцы рвались к столице, был приказ задержать их любой ценой. В одном из эшелонов, двигавшихся на Смоленск, ехал и наш земляк. По пути им часто встречались разбитые вражеской авиацией составы. В один из таких налетов разбомбило и их эшелон. Кто остался в живых, выпрыгивали из вагонов и бежали укрыться в лес. Когда все утихло, стали собираться у насыпи. Их оказалось около тысячи человек. Командиры приказали начать рыть окопы…

Так для Морозова началась война. Два месяца жестоких боев в отрыве от частей основной армии. В последнем их осталось в живых всего девять. Виктора контузило и присыпало землей. В таком беспомощном состоянии он и попал в плен, где провел самые страшные годы своей жизни.

5 братьев Морозовых ушли на фронт. В их числе самый младший — Виктор Михайлович. На всех сыновей мать получила похоронки и каждого успела оплакать. К счастью, трое из них вернулись живыми. В семейном альбоме ветерана хранятся портреты его братьев. На этом снимке — старший Константин (он остался в живых).
А это – Александр, который погиб, защищая Родину.

В 1945 году Виктор вернулся на Родину. Старшие братья, которые еще до войны переселились в Киргизию, вскоре забрали к себе и мать. Виктор остался в Добринке из-за любимой девушки.
С Ниной он был знаком еще с юности, когда в составе комсомольской бригады вместе ездили по району, вели большую работу с молодежью, часто засиживаясь до рассвета. В 45-ом судьба свела их вновь и теперь уже навсегда. Поженились. Оба работали бухгалтерами: он в райпромкомбинате, супруга — в заготконторе райпотребсоюза. Воспитали троих детей. 16 лет назад Нины Петровны не стало.

ХОРОШАЯ ТРАДИЦИЯ ГАЗЕТЫ

У районной газеты в последнее время появилась хорошая традиция: каждый год в январе писать, как Виктор Михайлович Морозов отмечает свой очередной день рождения. В нынешнем году — 104-й. Вся редакция с волнением ждет этот момент, чтобы узнать, как себя чувствует ветеран, с каким настроением встречает новый год своей жизни.

Виктор Михайлович сетует, что в последнее время память стала его подводить. Видимо, сказались две операции, перенесенные им в 101 и 102 года, одна из которых проходила под общим наркозом.

— Таких возрастных пациентов у нас еще не было, — удивлялись в центре микрохирургии глаза в Тамбове, где Виктору Михайловичу восстанавливали зрение.

Уже после столетнего юбилея Виктор Михайлович перенес две сложные операции. Медики вернули ему зрение и физическую активность.

Вторую операцию ветерану делал добринский хирург Михаил Матыцин. Медикам удалось сделать все от них зависящее, чтобы качество жизни ветерана и в его почтенные годы было на должном уровне. Он на своих ногах, много читает, в том числе и районную газету, как шутит его дочь Татьяна Викторовна, начиная с заголовка и заканчивая цифрой тиража. Благодаря такой внимательности Виктора Михайловича нам и удалось заполнить еще одну белую страницу в истории нашего района.

И ЕЩЁ

Зоя Николаевна Желнина, г. Воронеж.

Зоя Николаевна Желнина, сохранившая в домашнем архиве фотографию добринского оркестра 30-х годов, рассказала, что досталась она ей от своего родного дяди Михаила Горбачева, 1911 года рождения. Юноша тоже играл в этом коллективе.

Но на снимке его нет. Михаил, как выходец из благополучной семьи (в первые годы советской власти это был большой минус для человека), опасался репрессий и старался по возможности держаться в тени. А вскоре и вовсе уехал из родного села на строительство электростанции под Ленинград. Позже закончил кораблестроительный институт, работал в престижном военном НИИ Ленинграда. Умер от голода в блокадном 1942 году. Похоронен на Пискаревском кладбище.

Подписывайтесь на нас ВКОНТАКТЕ и в ОДНОКЛАССНИКАХ или сделайте свои ЯндексНовости более близкими

Не забывайте и про наш Яндекс Дзен

Подписка
Уведомлять меня о
guest
1 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments
Самодуров Сергей
Самодуров Сергей
1 год назад

Молодцы! Тоже не верил, что можно что-нибудь раскопать через столько лет. Это редкая удача!